Для того, чтобы привлечь страховщика к ответственности за навязывание дополнительных услуг при продаже ОСАГО, достаточно показаний его клиента. К такому выводу пришли суд и Роспотребнадзор.
Житель Камчатского края пожаловался в Роспотребнадзор на навязывание ему полиса страхования от несчастных случаев к полису ОСАГО агентом компании «Росгосстрах». Сотрудники ведомства оформили показания гражданина в виде протокола опроса потерпевшего и оштрафовали страховщика на 5 тыс. р. по по ч. 1 ст. 14.8 КоАП («Нарушение иных прав потребителя»).
Страховщик не согласился с этим решением Роспотребнадзора и обратился в Арбитражный суд Камчатского края. По мнению страховой компании, составленные ведомством материалы дела об административном правонарушении не содержали доказательств навязывания дополнительных услуг и понуждения клиента к заключению договора добровольного страхования вместе с полисом ОСАГО.
Однако суд отверг этот довод. В своем решении он сослался на ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП («Доказательства»), согласно которой «доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения». Протокол опроса потерпевшего подходит под эти требования, решил суд. При этом он учел, что страховщик не смог опровергнуть обстоятельств, описанных его клиентом в протоколе. Кроме того, гражданин обращался с иском в районный суд с требованием признать полис страхования от несчастных случаев недействительным.
«Перечисленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том,
что страхование жизни и здоровья <…> не являлось <…> свободным
волеизъявлением и фактически служило условием заключения договора ОСАГО с
Обществом», – указал суд в своем решении.
Опрошенные АСН страховые юристы полагают, что суд в данном случае прав. Новые поправки к закону об ОСАГО содержат норму о штрафе в 50 тыс. р. для должностных лиц страховой компании за необоснованный отказ в продаже полиса обязательной «автогражданки» и навязывание услуг при его продаже. По мнению юристов, практика привлечения страховщиков к ответственности по новой статье КоАП может сложиться аналогичным образом.
«Если Роспотребнадзором была соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении, то суд, скорее всего, прав. Страховщику нужно было предоставлять свои доказательства, опровергающие показания его клиента», – говорит партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат. «Пока сложно сказать, какой будет практика привлечения должностных лиц страховщика по новой статье КоАП, однако можно ожидать, что показания клиента также будут считаться основным доказательством», – полагает он.
«Суд прав. Процедура судебного разбирательства по административным делам такова, что если обвиняемый не представил убедительных доказательств своей невиновности, то суд при вынесении решения опирается только на протокол о правонарушении. Этот же подход должен будет работать и при привлечении к ответственности по новой статье КоАП, предусмотренной поправками к закону об ОСАГО», – придерживается схожего мнения управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков.