К аэропорту подведут новую дорогу
— Наши поздравления со стартом непосредственного строительства стадиона. Похоже, больше никаких серьезных изменений ваша программа подготовки не претерпит?
— Только если в положительную сторону. Потому что (министр спорта РФ) Виталий Леонтьевич (Мутко) сообщил, что рассматривает Нижний Новгород не только на 1/8 финала ЧМ, но и на четвертьфинал. Это даст возможность нижегородцам увидеть еще более качественный футбол, более звездные команды. К тому же регион примет больше гостей, что также немаловажно. Подготовка идет по программе, уже одобренной правительством. Приняли, разве что, решение по транспортной магистрали — у нас предполагалась реконструкция существующей дорожной сети от аэропорта, мы же предложили в рамках того финансирования, которое есть, «пробить» новую дорогу. Таким образом, мы получим две трассы – и новую, и старую. Мы считаем, что это более рационально.
Министр спорта РФ Виталий Мутко (слева) и главный тренер сборной России по футболу Фабио Капелло на тренировке перед отборочным матчем чемпионата Европы — 2016 со сборной Австрии на стадионе "Эрнст Хаппель" в Вене.
— На закладке капсулы стадиона вы говорили о том, что оргкомитет вам указал на мелкие недочеты в подготовке. Что имелось в виду?
— Это небольшие корректировки, которые случаются в процессе любой работы. Когда наступает стадия согласования, выявляются какие-то неточности, неправильные названия. Поэтому нужно их привести в порядок. Допустим, по гостиницам. Мы посчитали, что нам нужно на 14 гостиниц меньше. Мы обеспечиваем 8,1 тысячи номеров, а это – гораздо выше требований ФИФА, которые составляют 7,6 тысячи. Поэтому нужно уменьшить количество запланированных к строительству отелей на 14, а шесть других сделать более вместительными. Вроде это мелочи, но позже они могли бы усложнить нашу работу.
— Правильно ли я понимаю, что сейчас все силы брошены на ЧМ-2018, и по универсальной арене на 15 тысяч зрителей нам в ближайшее время новостей ждать не стоит?
— Строительство стадиона никак не связано со строительством этой арены, потому что ЧМ-2018 – это федеральный бюджет, город ничего не тратит. Что касается дворца, то мы всегда рассматривали его как инвестиционный проект. Мы отвели земельный участок, проводим переговоры: и с корейцами, и с турками, и с российскими компаниями. Многие проявляют интерес, но дальше интереса, к сожалению, дело пока не идет. Эту работу мы будем продолжать.
— Все мы переживаем не самые лучшие финансовые времена. У вас из-за этого проблем при подготовке к чемпионату не будет?
— Думаю, определенные трудности создаст. Нужно будет использовать больше отечественных строительных материалов, отечественного оборудования, меньше закупать за рубежом. Поэтому мы все сделаем так, чтобы все соответствовало требованиям ФИФА, но в рамках уже утвержденного бюджета. Бюджет пересматривать никто не собирается.
Вид на Нижний Новгород в месте слияния рек Волги и Оки.
Стадион как новый общественный центр
— После того как ФИФА разрешила ряду городов строить стадионы на 35 тысяч зрителей, пошли слухи, что и Нижний Новгород сократит вместимость. Такой вариант рассматривался?
— Наверное, некорректно сравнивать Нижний Новгород с Калининградом или Екатеринбургом: у каждого из нас есть свои цели и свои масштабы. Калининград – отдельно стоящий регион. Учитывая численность населения, они правильно подошли к этому вопросу. Если они получили разрешение меньшей вместимости, это хорошо. Мы же с самого начала определились, что будем выполнять требования ФИФА, нам это интересно, потому что наследие чемпионата нам не менее важно, чем сам чемпионат мира. Мы формируем не только спортивную зону в этом районе, мы строим новый общественный центр города.
— Расскажите подробнее.
— Сегодня общественный центр нашей области находится на площади Минина и Пожарского. Все наши мероприятия, включая концерты, дни города, всевозможные праздники, мы проводим там. А это – площадка под открытым небом и на плоском пространстве, где сцену можно увидеть далеко не всем. Парням приходится своих девчонок на плечи сажать, а родителям – детей, чтобы те хоть что-нибудь увидели. На таких мероприятиях у нас собирается до 70 тысяч человек регулярно. И вообще, у нас в регионе только 258 тысяч студентов обучается – молодежи, самой активной части общества.
— В общем, проблем с заполняемостью стадиона у вас не будет?
— Сейчас на всех массовых мероприятиях мы испытываем трудности с размещением зрителей. Кроме этого, на Стрелке у нас находится Нижегородская ярмарка, там же находится кафедральный храм. А это значит, что в одном районе мы сможем проводить и религиозные мероприятия, и спортивные, и светские. Мы подведем туда метро, и этот общественный центр начнет работать. Я считаю, что нам вместимости в 45 тысяч зрителей будет еще и маловато.
Обслуживание стадиона — 500 миллионов в год
— В прессе уже называлась стоимость обслуживания нового стадиона – 180 миллионов рублей в год. В Самаре обещают "отбивать" две трети затрат на арену. У вас подобные планы есть?
— Что касается непосредственно цифры на обслуживание стадиона, то ее значительно занижают. Я точно знаю, сколько сейчас стоит обслуживание подобных арен в Москве. Думаю, ближе к реальности цифра в 500 миллионов рублей в год, не меньше. Честно говоря, формируя общественный центр, мы на первом этапе не будем ставить задачу с первого дня его как-то окупать. Все будет отрабатываться практикой.
Игрок ФК "Краснодар" Ари Арикленес да Силва Феррейра и игроки ФК "Волга" Евгений Алдонин, Артур Миносян и Дмитрий Полянин (слева направо) в матче 28-го тура чемпионата России по футболу среди клубов Премьер-лиги между ФК "Волга" (Нижний Новгород) и ФК "Краснодар" (Краснодар).
— При этом вряд ли матчи "Волги" смогут приносить много прибыли.
— Понятно, что футбол не только в нашей стране, но и во всем мире – не самое выгодное дело с финансовой точки зрения, даже там, где собираются полные стадионы. Смотрите, футбольная команда проводит 38 матчей в году, из них 19 – домашние. А дней в году 365. Поэтому программа по использованию стадиона для массовых и иных мероприятий будет нарастать волной. Нужно будет зарекомендовать себя, завоевать определенный авторитет среди исполнителей, их менеджеров и промоутеров. Мы убеждены, что арена выйдет на самоокупаемость, но не сразу.
— Логично, что на таком стадионе должна играть команда премьер-лиги. Вы собираетесь к 2018 году увеличить бюджет "Волги" для того, чтобы команда стабильно играла в высшем дивизионе отечественного футбола?
— Я слишком давно занимаюсь развитием спорта высших достижений и, в том числе, футбола. Мне кажется, мы использовали уже все методы для повышения ФК "Волга" в классе. И целыми командами покупали, и бюджет увеличивали, привлекая грузинских легионеров. В очередной раз мы ошибок делать не будем, "Волга" не будет выходить в премьер-лигу бюджетом. Это совершенно неперспективный путь. Постараемся выйти исключительно спортивными изменениями. Когда наиграемся вдоволь здесь, и поймем, что основная команда уже выше уровня ФНЛ и сама может занять первое место, тогда и будем думать о клубе уровня премьер-лиги. Это будет и основательнее, и дешевле.