По ее словам, в запросе высказывается подозрение, что земля на Украине будет использоваться для засеивания ГМО, запрещенных в ЕС.
Федеральное правительство Германии представило 30 января ответ на малый запрос депутата бундестага от оппозиционной фракции "Левые" Нимы Мовассата. Речь в запросе шла о том, что на Украине на протяжении последнего время ведется активная покупка пахотных земель иностранными, в том числе немецкими, юридическими лицами. Хотя на Украине существует мораторий на продажу земли, который действует до 1 января 2016 года, его обходят при помощи лизинговой схемы при поддержке правительства Украины, которая в обмен получает кредиты от международных финансовых институтов, говорится в запросе.
Распродажи к выгоде иностранных концернов
"Конфликт на Украине использован для того, чтобы провести распродажу земельных угодий к выгоде больших концернов", — заявила РИА Новости Бок-Луна, добавив, что в настоящее время члены фракции, подписавшиеся под малым запросом Мовассата, "ведут сбор и анализ информации по этому делу" для того, чтобы представить его широкой общественности.
По словам руководителя бюро, из материалов, собранных депутатами бундестага, следует, что "бывшее руководство Украины сопротивлялось дальнейшей либерализации законодательства в области землепользования, однако эти изменения были продавлены после смены режима с помощью Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития".
Немецкая банковская группа финансирует захват земель на Украине?
Из депутатского запроса также следует, что такие немецкие компании, как AGRARIUS AG, germanagrar CEE GmbH, KTG Agrar SE, Agroton и имеющая немецкие корни компания Alfred C. Toepfer International (ADM), которые приобретали значительные сельхозугодия на Украине, получают непосредственную финансовую поддержку не только со стороны Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), но и немецкой банковской группы Bankengruppe KfW.
О размере этого финансирования можно судить, например, по успехам Alfred C. Toepfer International, которая получила финансовую поддержку в размере в $60 миллионов, с помощью которой смогла удвоить свои землевладения на Украине с 50 тысяч до 100 тысяч гектаров.
"Нам известно, что немецкая Bankengruppe KfW выдавала кредиты упомянутым в запросе компаниям, однако эта информация пока закрыта. Точнее, нам не предоставлена точная информация о размерах кредитов, которые получали эти фирмы, потому что в правительстве заявили, что это противоречит положению о банковской тайне. С этой информацией смогли ознакомиться только депутаты. Но тот факт, что кредиты выдавались, ясен", — говорит Бок-Луна.
Роль правительства Германии
Из запроса также следует, что в финансировании этих покупок могло также участвовать прямо или косвенно федеральное правительство Германии, в частности, через некоторые министерства, которые оказывают поддержку ряду совместных украинско-немецких и украинско-европейских проектов в области сельского хозяйства, таких как Ukraine Investment Climate Advisory Services Project, Немецкий аграрный центр на Украине (das Deutsche Agrarzentrum — DAZ), Немецкая группа советников на Украине (Deutsche Beratergruppe), а также Twinning-Projekt украинского правительства, заключенный в целях обучения практикам управления в сельском хозяйстве с Нидерландами, Германией и Литвой.
"Некоторые факты федеральное правительство прямо отрицает. Например, тот факт, что федеральное министерство экономического развития платило деньги этим компаниям", — заявила Бок-Луна.
ГМО в Европу с Украины
Также из запроса следует, что некоторые из иностранных концернов, которые получили кредиты от Всемирного банка, ЕБРР и немецкой банковской группы Bankengruppe KfW на расширение бизнеса в области сельхозпроизводства на Украине, например Monsanto und DuPont, занимаются генномодифицированными технологиями.
"Федеральное правительство утверждает, что на это нельзя получить средства от структур Европейского союза, так как генетические технологии официально запрещены, но с точки зрения критически настроенных экспертов, например из института Окленда, генномодифицированные продукты все равно попадают в Евросоюз. Мы собираем информацию на эту тему, так как до сих пор не очень ясно, что там происходит", — заявила Бок-Луна.
В Евросоюзе действуют строгие нормы, регулирующие оборот продуктов, полученных с использованием ГМО, с 2001 года на территории ЕС действует фактический мораторий на ГМО. Генномодицифированные продукты могут импортироваться и реализовываться в Европе, если они прошли разрешительные процедуры и были одобрены Европейским агентством по безопасности продуктов питания (EFSA). На данный момент одобрено около полусотни таких продуктов.
Двенадцатого июня 2014 года Совет ЕС по вопросам окружающей среды решил предоставить странам-членам союза право ограничивать или запрещать выращивание ГМ-культур, которые были разрешены или проходят разрешительные процедуры на уровне ЕС. Проект директивы поддержали 26 из 28 стран-членов ЕС, кроме Бельгии и Люксембурга.