Шахматная партия между Ираном и шестеркой стран-переговорщиков по ядерной программе в Лозанне продолжается четвертые сутки. Перед встречей с госсекретарем США Джоном Керри иранская делегация делает ход конем. Замминистра иностранных дел выходит к журналистам и озвучивает некоторые детали. Тегеран настаивает на сохранении за собой права использования новых более мощных центрифуг для обогащения урана. Плюс требует немедленного снятия всех финансовых, банковских и нефтяных санкций. Иначе соглашения не будет.
"Без решения всех существующих разногласий соглашение по иранской ядерной программе достигнуто быть не может, — добавил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи. — По большинству вопросов мы нашли решения, есть прогресс и по вопросу санкций, но он еще не закрыт. Не согласованы один-два ключевых аспекта".
Утомленный попытками убедить коллег Джон Керри открывает окно, чтобы глотнуть свежего воздуха, времени на прогулки сегодня у него нет. До этого на теле-конференции с Советом национальной безопасности США он информировал о ходе переговоров Барака Обаму.
Главы МИД Китая, России и Франции покинули Швейцарию. Британский министр Филип Хэмонд, похоже, тоже нуждался в перерыве — он уехал в отель, потом вернулся. Иранская делегация напряженно работает над черновиком возможного соглашения, редактируют уже напечатанный текст и пишут дополнения от руки. "Дьявол в деталях": каждую строчку проверяют и согласовывают. После чего неожиданно берут паузу. Источник в европейской делегации не исключает, что диалог может затянуться еще на сутки.
Перспективы того, что соглашение примут уже сегодня, все более призрачны. Это будет не итоговый документ, а максимум — совместное заявление о намерениях и политических рамках. На то, чтобы окончательно прописать все нюансы, уйдет еще несколько месяцев.
Журналисты уходить из отеля опасаются: все может поменяться в любую минуту. Договоренности пока только устные, информация от членов делегаций хаотична, сумбурна и порой противоречит друг другу. Репортеры спят прямо в креслах, молятся здесь же, периодически устраивают музыкальные паузы, когда кофе уже не действует. Изредка штурмом берут небольшой проем, откуда вдалеке были видны идущие из зала в зал полит-директора.
Никакой прозрачности и ясности. Основные пункты вроде как согласованы. Об этом еще ночью заявил Сергей Лавров. "Можно уже с достаточной долей уверенности сказать, что по всем ключевым аспектам окончательного урегулирования этой проблемы нами на уровне министров достигнута принципиальная договоренность, которая будет в ближайшие часы, надеюсь, ну, может быть, день, положена на бумагу", — говорит глава МИД РФ.
За Ираном признается безусловное право на мирную ядерную программу под контролем МАГАТЭ. Санкции должны быть сняты, подчеркнул министр. С ним уже согласился его французский коллега Лоран Фабиус. Принять итоговый документ призвала и канцлер Германии Ангела Меркель. Ближе к вечеру к переговорам в Лозанне присоединились глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи и министр энергетики США Эрнест Мониц. На всякий случай в закрытом фойе отеля установили микрофоны и оградили площадку для журналистов. Участники переговоров все же не теряют надежду, что договориться вскоре удастся.