Умер добрый сказочник, создатель знаменитых советских сказочных киноисторий. Золушка бальзаковского возраста, честный и бедный служащий-статист, тайный попечитель детских домов — герой Рязанова не самый красивый, иногда — дурно одетый, иногда — нелепый, проживающий в малогабаритных квартирах, невезучий, рассеянный. Невероятная притягательность рязановских фильмов именно в том, что он любит этих людей, видит их душевную красоту. Жалеть маленького человека — это гуманистическая традиция русской литературы. Но у Рязанова все эти люди заслуживают счастья, и режиссер делает их счастливыми.
Как дети, которые сто раз перечитывают одну и ту же сказку, россияне каждый раз 31 декабря всей семьей пересматривают по телевизору рязановские комедии "Карнавальную ночь" или "Иронию судьбы". Несколько поколений знает: без этих фильмов не настанет Новый год.
"Грустно, очень грустно. Этот человек ушел с планеты, я бы сказала. Его фильмы показывали во всех уголках мира. Он приносил радость, он приносил раздумья о жизни, о совести", – говорит народная артистка России Валентина Талызина.
Люди наизусть знают диалоги актеров, покадрово помнят рязановские фильмы, но смотрят их и смотрят. Рязанов — король кинокомедии и в этом жанре, пожалуй, не имеет равных. Комедии лирические, героические, абсурдные и комедии — серьезные философские фильмы.
У Рязанова внимательнейшее отношение к артисту, он умеет увидеть в актере то, что не видят другие режиссеры. Сколько великих "засветились" впервые в его лентах — список этих актеров будет впечатляющий.
"Для меня кончина Эльдара Рязанова — это абсолютно личное горе. Потому что я знала его очень давно, и нас связывала большая человеческая дружба. Я очень люблю Эльдара Александровича и очень благодарна ему, потому всю мою кинематографическую жизнь, конечно, сделал он. Я считаю его своим крестным отцом. Каждый раз его звонок и предложение работать – это было счастье. Не секрет, что когда в кино снимаешься, главное качество, как многие смеются, это терпение — надо терпеливо ждать. Но у Эльдара Александровича это было как-то все по-другому. Это был какой-то был миг — ты только приезжал на съемку, как она уже заканчивалась. Так это все было интересно, насыщенно и богато творчески!" — вспоминает народная артистка России Светлана Немоляева.
Сам Рязанов любит профессионалов, которые на площадке могут импровизировать. Знаменитая сцена из "Служебного романа", когда герой впервые приходит в гости к героине, — импровизация Фрейндлих и Мягкова от начала до конца.
Рязанов во многих интервью говорил, что ненавидит несвободу и систему запретов. Свои лучшие ленты он создал в советское время, и многие из них вызывали недовольство чиновников и главного идеолога Суслова. Безусловный шедевр — фильм "Гараж", снятый в 1979 году. Как он вышел в прокат неясно. Картина о том, какие страсти разгораются среди членов строительно-гаражного кооператива, когда приличные, интеллигентные люди под давлением обстоятельств идут на подлость. Фактически это срез советского общества, и картину вполне могли положить на полку как антисоветскую. Она и сейчас актуальна, эта картина. Люди ведь не меняются. И еще один важный штрих. Для большей естественности Рязанов снимал фильм "Гараж" с трех камер. Там нет главных героев, и на площадке все актеры даже не знали, на кого в этот момент была направлена камера.
Хорошо образованный Рязанов использовал в советских фильмах стихи полузапрещенных тогда поэтов Цветаевой, Пастернака. Он и сам начал писать стихи, и некоторые звучат в его фильмах. Он тонко чувствует музыку. Во всех его лентах непременная составляющая успеха — это саундтрек. Музыку к его фильмам писали лучшие композиторы страны, особенно много он работал с Андреем Петровым.
Рязанов сам про себя говорил, что профессия сделала из него волка. Он был требователен к актерам. Говорят, однажды на съемке, разозлившись на одного знаменитого артиста, даже в ярости поднял его в воздух. И также он был требователен к себе. Трудоголик, он выпустил 15 книг, вел на телевидении программы, которые имеют, в том числе, и просветительский характер. Уже тяжело больной, в госпитале, он продолжал писать стихи.