Редкий коммерсант откажется воспользоваться ажиотажным спросом, неизбежно возникающим в предновогодний период. Покупатели валят валом, сбиваясь с ног в поисках подарков и не особо разбирая, за что и сколько они платят. А поскольку далеко не все предприниматели одинаково порядочны, на одну реальную распродажу — то есть хоть сколько-нибудь выгодную для покупателя — приходится с десяток липовых, организуемых магазинами исключительно ради сострижения купюр с доверчивых граждан. Об этом сообщается на сайте "Русская планета".
Топ-10 относительно честных способов отъема денег у населения
Существует множество приемов — хитрых и не очень, — с помощью которых продавцы не только заставляют вас покупать больше, но и срубают повышенный процент с каждой вашей покупки. Вот самые популярные из них.
1) Заявления о тотальных мегаскидках на товары, которые на самом деле буквально за несколько дней до акции подорожали примерно на столько же, на сколько позже устанавливают скидку (от 30 до 70% от прежней цены). На такой банальной афере в конце 2015 года оскандалилась одна из крупных торговых сетей: она подняла базовые цены, а спустя несколько дней начала «рисовать» скидки в 40%. В итоге популярный парфюм, стоивший до начала псевдоакции около 6200 рублей, сначала подорожал до 7500, а затем якобы подешевел до 4500 рублей. При этом обладатели стандартной дисконтной карты магазина — действие которой не случайно не распространяется на акционные товары — уже много месяцев могли купить те же духи за 4724 рубля. Соответственно, вся обещанная мегавыгода вместо 40% составляла 224 рубля.
2) Мухлеж с переклейкой ценников. Этот прием любят использовать одежные магазины. Смотрит покупатель, к примеру, на джинсы — и видит на ценнике наклейку с надписью «999 руб.». А из-под нее как будто случайно выглядывает еще одна: «1399 руб.». Человек, разумеется, думает, что сэкономит аж 400 рублей, купив вещь по распродажной цене. Как бы не так: джинсы, скорее всего, и до «распродажи» стоили около тысячи, а нижняя цена является придуманной, фиктивной. Она существует лишь для того, чтобы вызвать у покупателя эффект сравнения.
3) Вкусные ароматы. «Запах водки, хвои и трески, мандаринов, корицы и яблок», воспетые Бродским в рождественских стихах, уже давно не просто символы предновогодней суеты, а чрезвычайно действенная рекомендация для маркетологов. Можно не верить, но запахи мандарина и сосны увеличивают продажи более чем на 20%, аромат шоколада и домашней выпечки — на 60%, а запах «породистого» свежемолотого кофе привлекает к «обработанному» отделу в 2,5 раза больше посетителей. Причем работает это в любое время года, а не только перед зимними праздниками.
4) Акции «Три товара по цене двух». На них следует всерьез обращать внимание, лишь когда дело происходит в знакомых вам магазинах и вы в курсе, сколько упомянутые товары стоят в обычное время. Иначе легко обмануться и затариться вещами, цена на которые завышена раза в полтора.
5) Оснащение товарных стеллажей табличками вроде «Последний шанс», «Предложение ограничено», «Лучшая цена в городе». Психологи давно разгадали: считая тот или иной товар более редким, покупатели воспринимают его и как более ценный. Что касается «самой выгодной цены в городе», то вряд ли, выйдя из магазина, кто-то отправится в рейд по остальным торговым точкам, чтобы сличать ценники.
6) «Неожиданно закончившийся» скидочный товар. На этом приеме специализируются центры продаж электроники и бытовой техники. В рекламе, на листовках и баннерах сообщается о скидках на определенные модели приборов, а клиентам, приходящим в магазин, продавцы заявляют, что упомянутые модели, к сожалению, уже разобраны. Зато есть другие, они тоже хороши и стоят почти как акционные. Велика вероятность, что человек, уже настроившийся на покупку, решит не уходить домой с пустыми руками.
7) «Сто вещей под одну ценовую гребенку». Рядом с большим товарным развалом ставится табличка: «Скидка столько-то процентов». Покупатели уверены, что речь идет обо всех товарах, соседствующих с объявлением. Однако на кассе оказывается, что предложение действует лишь для самой дешевой футболки, одного вида колготок или «актуального» зимой купальника. Практика доказывает: люди крайне редко отказываются от товаров, уже донесенных до кассы.
8) «Скидки на самом деле нет, но мы вам об этом не скажем». Магазин оформляет яркий плакат с самой обычной, не измененной ценой на какой-то из мелких товаров: «Сухарики всего за 29 рублей». Покупатели подсознательно ищут скидки в предпраздничном магазине, так что даже не замечают в таких случаях, что никакой скидки нет. И не успел гражданин понять, что в том же магазине есть сухарики дешевле — как уже оплатил на кассе свои 5 или 10 пакетиков.
9) Разница между привлекательным ценником и стоимостью товара на кассе. Получив в супермаркете чек, не ленитесь проверить выбитые в нем цифры на предмет «десяти отличий». Если обнаруживается несоответствие, продавцы и кассиры, как правило, заявляют, что цена на товар «просто изменилась», а магазин «не успел» поменять старый ценник на новый. Примечательно другое: даже столкнувшись с таким откровенным обманом, мало кто отказывается от уже купленных товаров или требует компенсировать ценовую разницу.
10) «Ближе к глазам — значит ближе к кошельку». Желая избавиться от неходовых товаров, магазин непременно разместит их на «золотых» полках на уровне покупательских глаз и снабдит небольшой скидкой. Но стоит покупателю опустить взгляд или, наоборот, поднять голову — и на соседних полках обнаружатся аналогичные товары по куда более привлекательной цене.
Не будите в себе маньяка
Предприимчивые дельцы расставляют сети, а наша задача — не попасться на обман. В этом у нас два основных помощника: математика и здравый смысл.
Отправляясь в торговый центр или супермаркет, составьте — мысленно или на бумаге — список вещей, которые хотите купить. Гуляя по магазину, не обращайте внимания на лишние полки и ценники. Прикиньте, сколько денег вы можете позволить себе потратить, и не берите из дома больше этой суммы.
Если не любите считать в уме, вспомните о телефонном калькуляторе. Не стесняйтесь им пользоваться. Увидев таблички вроде «Одна упаковка за 82 рубля, две — всего за 174» — усмехнитесь и спокойно идите дальше.
При встрече с плакатом «Лучшая/самая низкая цена в городе» опять же смартфон вам в помощь. Если речь идет о более или менее крупной вещи, мобильный интернет легко позволяет узнать, сколько она стоит в интернет-магазинах.
Наткнувшись на одежду с переклеенным ценником, не спешите хватать ее и бежать, пока эту куртку или джинсы не увели у вас из-под носа. Спросите себя: купили бы вы их, если бы не были уверены в скидке? Если нет — с легкой душой кладите их обратно на полку.
Если продавец-консультант активно сватает вам то или иное изделие, не ведитесь: большинство из них живут на проценты с продаж и лишь стремятся увеличить свою выручку. И не вздумайте испытывать чувство вины, уходя из магазина с пустыми руками: никто не вправе внушать вам обязательство «купить хоть что-нибудь».
Старайтесь расплачиваться «живыми» деньгами, а не кредитными картами. Психологи свидетельствуют, что в таких случаях у человека автоматически включается механизм защиты: наличку, которую он видит и держит в руках, тратить жальче, чем виртуальные банкноты.
Ну и помните, что конец декабря — совсем не последний скидочный рубеж: в январе тоже бывает много акций, притом, как правило, более выгодных, ведь основной покупательский бум уже схлынул.
Что делать, если?..
Напоследок — пара нюансов, связанных с законодательными вопросами. Многие магазины заявляют, что товары, приобретенные по акциям или со скидкой, обмену и возврату якобы не подлежат. Это прямое нарушение закона о правах потребителей. Не обменивать товары магазин имеет право лишь в случае их уценки по причине некомплекта или дефектов, о которых покупателя обязаны уведомить и предупредить. Если же этого не сделано — никакие распродажи не освобождают магазин от обязанности принять товар обратно или обменять в течение двух недель. Притом не только если у вещи обнаружился брак, но и вообще без объяснения причин.
Согласно закону исключение из списка товаров, которые вам обязаны обменять на аналогичный или вернуть деньги даже при условии отсутствия каких-либо дефектов на момент покупки, составляют:
- товары, отпускаемые на метраж (провода и кабели, отделочные материалы вроде линолеума или ковровых покрытий, а также ткани, ленты, кружево и т.д.);
- лекарства и всевозможные аппараты для лечения на дому;
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки);
- косметика и парфюмерия;
- чулки, носки и нижнее белье;
- упаковка для хранения пищевых продуктов (в том числе контейнеры);
- бытовая химия;
- мебель;
- ювелирные изделия.