В законопроекте, в частности, заложены средства на то, чтобы не допустить сокращения числа военнослужащих в сухопутных войсках ниже 480 тыс., более того, предлагаемое финансирование позволяет увеличить личный состав ВВС и Корпуса морской пехоты. Помимо этого, предусматривается закупка новых кораблей для флота, вертолетов, самолетов, в том числе новейших истребителей F-35, и другой техники, которую Пентагон ранее не запрашивал.
В проекте бюджета заложены $3,4 млрд на усиление безопасности союзников США в Европе, это соответствует предложению Белого дома. В тексте бюджетного законопроекта уточняется, что эти деньги предназначены "на значительное расширение" американского присутствия в Европе, включая "развертывание там дополнительных сил США и отправку туда техники для обеспечения возможности размещения дополнительной бронетанковой бригады".
Ранее министр обороны США Эштон Картер связал такое усиление с необходимостью сдерживания России в регионе.
"Мы намерены запросить (у Конгресса) $3,4 млрд на поддержку наших европейских союзников", — сказал он, утверждая, что делается это из-за "агрессивных действий России". "Возрождение активности России" в военной области он назвал в качестве одного из главных вызовов интересам Соединенных Штатов.
Как и в прошлом году, законодатели предусмотрели средства на оказание Украине военной помощи, однако в этот раз эта сумма составит лишь $150 млн против $250 млн на текущий год. Согласно тексту, министр обороны при координации с госсекретарем имеет право направить эти деньги на снабжение украинской армии. Под этим подразумеваются, в частности, поставки так называемого летального оружия, в том числе бронебойного вооружения, минометов, гранатометов, легкого стрелкового оружия, а также боеприпасов к ним. В то же время эта статья необязательна для выполнения.
В одной из статей проекта бюджета однозначно сказано, что заложенные в нем средства "не могут быть использованы в рамках любого двустороннего военного сотрудничества между правительствами Соединенных Штатов и Российской Федерации". Запрет будет сохраняться до тех пор, пока госсекретарь США не заверит законодателей в том, что Россия "не угрожает суверенитету" Украины и стран НАТО, а также предприняла шаги, необходимые для реализации минских договоренностей.
В то же время предусмотрены некоторые исключения. Так, во время обсуждения законопроекта в комитете по делам Вооруженных сил конгрессмены поддержали поправку, гарантирующую закупку 18 российских ракетных двигателей РД-180, хотя раньше некоторые члены Конгресса предлагали вообще отказаться от приобретения у РФ этих систем, которые сейчас используются для запуска ракеты-носителя Atlas-V.
Принятый Палатой представителей бюджет может негативно сказаться на выполнении США ряда важных международных соглашений.
В частности авторы предлагают удержать $10 млн, предназначенных для исполнительного офиса президента США, пока министр обороны не представит Конгрессу доклад о контрмерах, принимаемых США в ответ на, как утверждают в Вашингтоне, нарушения со стороны России Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
Кроме того, палата вводит прямой запрет на финансирование продления выполнения договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (новый ДСНВ), пока администрация не представит Конгрессу ряд докладов. Так, председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США будет обязан рассказать, как выполнение ДСНВ сказывается на ядерном арсенале страны, а директор национальной разведки — о ядерной доктрине России.
Разработчики проекта бюджета Пентагона также настаивают на прекращении выделения средств на проведение российскими самолетами наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу до тех пор, пока Госдепартамент и Пентагон не убедят законодателей в том, что Москва выполняет все положения данного документа.
Уже сейчас можно сказать, что Палата представителей еще вернется к рассмотрению данного документа. Во-первых, ранее Белый дом уже заявил, что советники президента Барака Обамы будут рекомендовать ему наложить вето на этот проект бюджета, если он ляжет на стол главы государства именно в принятом в среду виде. Администрацию не устраивают многие положения проекта, в том числе те, которые касаются ДСНВ, ДРСМД и Договора по открытому небу.
Однако даже это случится нескоро. Над аналогичным законопроектом пока еще идет работа в Сенате США, профильный комитет которого ранее внес поправки, отличающиеся от предложений нижней палаты. Согласно регламенту работы Конгресса сенаторам и конгрессменам еще придется согласовывать свои версии, после чего вновь принять уже единый документ. Этот процесс может растянуться до осени.