Назначение Сергея Борисовича Иванова на пост первого вице-премьера с соответствующими функциями и полномочиями персонифицирует одно важнейшее событие: в России появилась промышленная политика. После стольких лет разговоров и дискуссий на сегодняшний день промышленная политика является фактом, подкрепленным реальным бюджетным финансированием и теперь уже реальной организационной структурой на самом высоком уровне.
Именно об этом предметно шел разговор на прошедшей сессии Госсовета в Волгограде. При этом выбор Сергея Иванова, курировавшего на прежней вице-премьерской позиции Военно-промышленный комплекс, вполне логичен. Выяснилось, что невозможно, не доводя экономику до катастрофического состояния, выполнить даже нынешнюю, достаточно скромную программу вооружения, если не реанимировать «смежные» отрасли гражданского машиностроения.
Гражданская авиация развивается сегодня намного динамичнее, чем военная отрасль. Потому что объемы рынка примерно в пять раз превосходят объем рынка военной продукции.
Александр Рубцов, Генеральный директор ОАО «Ильюшин финанс компани»: «Мы уже подошли несколько лет назад к «точке невозврата», как говорят летчики, вплотную, и если бы ее достигли, мы бы утратили навсегда возможность создания новых самолетов и новых прорывных технологий. Эта точка была очень близка. Я благодарю Господа Бога и Провидение, что и Правительство, и наши частные инвесторы действительно вложили деньги в отрасль, и несколько лет назад создали систему лизинга. Мы смогли поддержать (пока небольшими заказами) наши ведущие заводы, но самое главное, мы сохранили технологии, сохранили численность, и сейчас мы ее наращиваем. Мы планируем построить в ближайшие пять лет 450 самолетов, 300 — на внутренний рынок и 150— на экспорт».
При условии вполне реальной модернизации нынешних моделей, тех же «Ил-96», «Ту-204» мы можем закрыть 60% российского рынка. Уже сейчас худо-бедно, этих машин построено около 80 штук, и примерно на столько же имеется гарантированный заказ.
Алексей Федоров, Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»: «Мы не исключаем, что соотношение наших возможностей авиапромышленности и потребностей авиакомпаний могут иметь дисбаланс. И мы считаем, что вполне возможно нормально заместить этот провал ввозом импортных машин, но это должен быть полностью контролируемый ввоз на эти пять лет, и мы могли бы потом заместить на новые наши машины».
Первым нашим отечественным проектом в гражданском авиастроении должен стать региональный самолет, разрабатываемый лидером нашего военного авиапрома — КБ «Сухой». Новый самолет «Суперджет» придет на смену, пережившему все отпущенные ему сроки, «Ту-134». Самолет создается в нише, в которой наши главные мировые конкуренты — «Боинг» и «Эрбас», к счастью, не работают.
Планируется производство более 5 тысяч самолетов. Мы рассчитываем, что самолетов семейства «Суперджет» будет произведено более 800.
Следующий шаг — проект магистрального самолета двадцать первого века «МС-21» (150-160 посадочных мест) должен прийти на замену самому нашему популярному лайнеру «Ту-154».
Проекты «Суперджет» (по факту), и «МС-21» (в перспективе) будут создаваться в самой широкой международной кооперации. Это не только способ получить технологии, по которым мы в гражданской авиации действительно серьезно отстали, это способ выйти на дополнительные рынки, потому что в современном авиапроме внутренний рынок недостаточен для того, чтобы обеспечить рентабельность, достаточную, чтобы уцелеть в открытой конкуренции с мировыми гигантами. Очевидно, что хотя бы на этом промежуточном этапе мы будем вынуждены закупать для наших компаний, например, дальнемагистральные самолеты.
Таким образом, слухи о гибели российского гражданского авиапрома уже можно считать несостоятельными. Россия останется одной из немногих мировых авиационных держав.

