Да и те, кто из года в год предпочитали максимальную страховку (без франшизы, без учета износа и т.д.), стали подумывать об экономии. И уже сейчас эксперты, разложив свои пасьянсы, предвещают сокращение российского рынка КАСКО в 2009 году в лучшем случае на 15–30%, а в худшем — и предполагать как-то не хочется. А ведь еще совсем недавно уровень продаж полисов по этому виду страхования ежегодно возрастал на 20–30%. Надеяться на то, что компании спасутся за счет сборов по ОСАГО (которые, кстати сказать, сократились за первый квартал этого года на 1,8% по сравнению с прошлым годом и составили 16,655 млрд. рублей), не приходится. Но сдаваться и опускать руки, помня, что «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой», страховые компании не хотят. Обратив внимание на билборды, размещенные на главных столичных магистралях, пригородных шоссе и перед окнами в спальных районах, можно легко представить, какие меры предприняли компании для выхода из сложившейся ситуации.
Например, полис известной страховой компании «КАСКО Сказка» (с тарифом от 2,9% для Москвы и от 2,2% — для регионов) обещает, как золотая рыбка старику, защиту автомобиля по рискам «Угон», «Ущерб», «Пожар» по всей территории России. Несмотря на безусловную франшизу в 2% от стоимости транспортного средства, звучит заманчиво, если возраст авто не превышает девять лет, а стоимость — $10 000.
Практически одновременно подарок аккуратным водителям решил сделать и другой известный страховщик. Он предлагает каждому обладателю полиса КАСКО любой страховой компании возможность продлить его на 10% дешевле, если, конечно, автовладелец и вправду «аккуратный водитель» и имеет не более одного страхового случая за прошедший год. Клиенты третьего серьезного игрока на рынке автострахования получают возможность, купив в комплекте три оговоренных в условиях акции автопродукта, получить скидку в 30% от обычной стоимости полиса.
«Спрос рождает предложение», — говорят одни про эти и многие другие весенние предложения автостраховщиков. «Экономическая шизофрения», — констатируют другие. Как бы там ни было, подобные «шалости» могут позволить себе лишь страховые гиганты, для которых продажа полисов автострахования — лишь часть доходов. Но подобное ведение дел непозволительно для небольших компаний, специализирующихся на автостраховании. Финансовой базы не хватит, а потому вероятность появления демпингующих компаний более чем очевидна. Из-за близкого горизонта планирования и, как следствие, решения исключительно краткосрочных задач страховая компания сможет предложить тарифы с максимально низкими ценами. Клиенты, привлеченные подобным образом, рискуют сильно пострадать: ведь подобная модель бизнеса слишком близка к классическому варианту финансовой пирамиды, когда выплаты осуществляются за счет новых взносов.
Чтобы не попасться на вполне удачно закинутую удочку, нужно сильно постараться, а не просто подписывать любую предложенную страховым агентом бумажку.
В любом случае, как бы удачно ни складывались дела у подобных компаний до настоящего времени, по предположениям экспертов, кризис переживут лишь сильнейшие. Монополизации рынка они, конечно, не допустят: страхование — слишком жирный кусок для того, чтобы достаться кому-то одному. Но серий банкротств и слияний на рынке страхования не избежать, вследствие чего более 400 компаний (примерно 50% от действующих сегодня) прекратят существование.
КСТАТИ СКАЗАТЬ…
Первый в истории полис автострахования был выдан 1 февраля 1898 года американской страховой компанией «Travelers Insurance Company» некоему доктору Трумэну Мартину, заплатившему за него чуть более $12. В 1925 году штат Массачусетс впервые потребовал обязательного страхования для любого автомобиля. К началу 50-х годов XX века практически все европейские страны сделали «автогражданку» обязательной. В России только с 2003 года наличие полиса ОСАГО стало обязательным для всех автовладельцев.
Е. Юрина
Источник информации: mk.ru