За два месяца – июль и август 2013 г. – доля рынка ОСАГО, приходящаяся на тройку лидеров обязательной «автогражданки», сократилась на 2,4 процентных пункта – с 45,8% до 43,4%. С 28,1% до 26,3% (на 1,8 п.п.) свою долю сократил «Росгосстрах», с 8,4% до 7,9% (на 0,5 п.п.) – «Ингосстрах», с 9,3% до 9,1% (на 0,2 п.п.) – «РЕСО-Гарантия».
Об этом свидетельствуют оказавшиеся в распоряжении АСН предварительные данные РСА о работе страховщиков ОСАГО за 8 месяцев 2013 г.
За 8 месяцев, прошедших с начала года, доля рынка «Росгосстраха» сократилась на 6 п.п. – с 32,4% до 26,3%, а «Ингосстраха» – на 2,15 п.п., с 10,0% до 7,9%. Доля «РЕСО-Гарантии», напротив, увеличилась на 0,61 п.п. – с 8,53% до 9,14%, однако рост наблюдался только в первом полугодии этого года. Как пояснил АСН заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов, данный рост объяснялся невозможностью быстро сократить агентские продажи по ОСАГО. При этом цель страховщика – развивать продажи ОСАГО только в тех регионах, где этот вид страхования рентабелен, заявил Игорь Иванов.
Как уже сообщало АСН, в начале этого года крупнейшие страховщики ОСАГО начали заявлять о своей готовности сокращать бизнес по ОСАГО из-за резко возросшей убыточности этого вида страхования и неопределенности с законодательством.
Ухудшение ситуации с убыточностью в обязательной «автогражданке» страховщики объясняли позицией Верховного суда, который распространил закон о защите прав потребителей на ОСАГО. Теперь с компаний в судебном порядке взыскивают штрафы, пени и компенсации морального вреда. Неопределенность с законодательством связана с планами более чем втрое повысить страховые суммы при отсутствии ответа на вопрос о том, будут ли повышены тарифы.
Между тем свою долю рынка сократили не все крупные страховщики ОСАГО. Сильнее всех за 8 месяцев 2013 г. выросла доля «АльфаСтрахования» – на 1,27 п.п., с 4,08% до 5,35%. «Продолжение роста продаж наших полисов при одинаковых рыночных тарифах на ОСАГО мы оцениваем как свидетельство эффективности нашей работы с клиентами и собственным брендом: нашей ориентированности на их потребности, надежности как страховщика, гарантиями выплат и усилившимися позициями бренда», – заявили АСН в «АльфаСтраховании».
На 0,91 п.п. за 8 месяцев увеличилась доля СК «Согласие» – с 4,15% до 5,06%, на 0,87 п.п. – СГ «Уралсиб» (с 2,49% до 3,30%) и СК «МАКС» (с 1,89% до 2,76%), на 0,58 п.п. – СГ МСК (с 6,3% до 6,88%), на 0,29 п.п. – СК «Альянс» (с 2,68% до 2,96%). В «Альянсе» АСН заявили, что «никаких специальных усилий предпринято не было, скорее всего, этот незначительный рост связан с естественными колебаниями рынка».