Кто-то поехал выступать в оккупированный Славянск, а кто-то, напротив, встал на сторону Русского мира и всячески поддерживал становление молодых республик. Политизированность музыкальных коллективов, и в первую очередь патриотическое направление, конечно, стали трендом не вчера, но в далекие 90-е годы, когда патриотизм считался чем-то стыдным. Тем не менее именно музыканты оказали серьезную моральную поддержку национально-патриотическому движению современной России.
«На моей земле пахнет горечью»
Первой ласточкой, оформившейся именно как патриотическое музыкальное движение, стал «Русский прорыв», основанный легендарным сибирским музыкантом Егором Летовым, куда, помимо собственно «Гражданской обороны», вошли такие группы, как «Инструкция по выживанию», «Родина», «Кооператив Ништяк», «Красные Звёзды» и «Северное Сияние». Основной же идеей объединения «Русский прорыв» было противодействие ельцинскому режиму путем массированного наступления на культурном фронте. Впервые движение заявило о себе 19 декабря 1993 года акцией «Руководство к действию» в ДК имени Горбунова в Москве. Акция закончилась побоищем — столкновениями публики с ОМОНом — и массовыми беспорядками на площади перед ДК.
Егор Летов подчеркивал, что политика сейчас для нас стала жестокой реальностью: если не оказываешь сопротивления — имеешь неприятности, унижения и притеснения все большие. И если народ соглашается, причем в самом плачевном и позорном смысле, чего тогда ожидать? Грядет либо катастрофа, либо революция.
«Когда творческие одиночки собираются в стаю, происходят революции, тогда происходит самое страшное для этого тоталитарно-обывательского мироустройства. Теперешний режим и есть режим одиночек. Настоящих, клинических, идейных. Всех этих краснопиджачных, которые друг друга боятся, понимаешь? Демократия — это и есть режим, где каждый сам по себе, где у каждого свой особняк; против них идут массы… А Свобода, ну я скажу известную фразу: высшая свобода — это отказ от всей свободы. Свобода с точки зрения политики сейчас — это нивелирование всех ценностей, которые имели значимость доселе», — отмечал Егор Летов.
К сожалению, после ряда успешных акций и концертов «Русский прорыв» прекратил свое существование, оставив после себя плеяду молодых коллективов, которые разделяли идеологическую платформу рок-движения. К последним в полной мере относятся Ермен Анти из актюбинской группы «Адаптация» и минская «Северное Сияние», представленная организаторами в качестве идеологов «Русского прорыва». Лидер группы Владимир Ареховский когда-то выступил соавтором многих запоминающихся гимнов легендарных «Красных Звёзд». Однако сейчас последние произвели решительный ребрендинг, в результате которого образовалась группа «Черная ленточка», играющая потрясающе красивую музыку, но уже без какой-либо политики.
Собственную группу «Северное Сияние» Ареховский возродил после 10-летнего перерыва. «Белов («Красные Звёзды». — РП.) мне сказал: хватит уже играть акустику, — признался Ареховский. — И я буквально после 9 мая собрал молодых ребят. У нас было буквально три репетиции. Я счастлив, что первый концерт в новом составе мы играли именно в Москве, потому что я себя всегда ощущал русским патриотом».
Так или иначе, «Русский прорыв» стал символом рок-культуры 90-х, культурного оппонента режима Бориса Ельцина. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что с точки зрения музыкального вклада «Русский прорыв», пожалуй, единственное явление такого рода, которое позволило рок-музыке в целом сохранить лицо после массовой поддержки демократического правительства и стать отправной точкой для музыкальных коллективов уже в 2000-х годах.
«Правая сцена»
Если Егор Летов и его соратники по цеху имели скорее левое мировоззрение, то в те же годы зарождалась так называемая правая сцена, к истокам которой можно отнести как патриархов патриотического консервативного дискурса Игоря Талькова и Жанну Бичевскую, так и молодые излишне радикальные коллективы: ТНФ, «Коловрат» и «Банды Москвы». Любопытным современным представителем «правой сцены» является группа «Контрреволюция», стоящая на позициях монархизма и православия. Фронтмен группы Павел Шапаев рассказал «Русской планете» о том, как создавался музыкальный проект.
«История музыкального коллектива "Контрреволюция" началась в 2005 году, когда вышел их первый альбом "За Русское Солнце!". Все началось достаточно спонтанно. Я, Павел Шапаев, автор слов и музыки песен "Контрреволюции", обратился к Вячеславу Анисимову, профессиональному вокалисту, с просьбой наложить голос на мои песни. Не сразу, но Слава согласился! Аранжировщиком выступил Сергей Кабанов. Мы выпустили альбом небольшим тиражом, и о дальнейшем продолжении проекта я особо не думал», — уверяет музыкант.
Шапаев отмечает, что песни группы попали в интернет и стали известны многим патриотам Русского мира, и не только в России, но также на Украине и в Белоруссии. Их стали приглашать с выступлениями, и появилась потребность в новых песнях.
«Но у Сергея Кабанова тогда уже интерес к "Контрреволюции" пропал, и мне пришлось обратиться к другому аранжировщику — Михаилу Крылову, о чем нисколько не пожалел. В 2010 году выходит наш второй альбом "Грянет Русский гром!", где исполнять свои песни пришлось мне, так как Вячеслав занялся сольным проектом в шансоне и строил определенные планы. В конце 2015 года мы выпустили наш новый альбом "Нам нужен Царь!", где Вячеслав Анисимов снова исполняет наши песни», — рассказывает музыкант.
Белогвардейская эстетика и монархические мотивы сделали коллектив популярным среди консервативной публики, возродив правую патриотическую сцену, деморализованную событиями на Украине. Сегодня именно такие коллективы способны дать тот необходимый контент, те смыслы, которые обозначил и популяризовал Игорь Тальков в далекие 90-е.
«Иезекииль 25:17»
Нельзя обойти вниманием и появление на русской патриотической сцене коллектива «25/17», который стал наиболее популярной группой современности, способной собирать огромные залы. Этот коллектив из Омска начал свою деятельность в 2002 году, тогда еще под названием «Иезекииль 25:17», отсылающим к Библии.История группы «25/17» — это история взлета коллектива, чей творческий путь начался с монотонного рэпа, мрачное настроение которого оставляло группу на отшибе отечественного хип-хоп мейнстрима. Затем коллектив сменил направление — вместо тоскливого рэпа зазвучали маргинальные хиты с патриотическими нотками, принесшие ему популярность в околофутбольной тусовке и среди националистов.
А в последние несколько лет произошло нечто неожиданное: «25/17» превратилась в одну из самых активно гастролирующих российских рок-рэп групп, однако их музыка имеет все меньше общего с хип-хоп стилем. Теперь она представляет собой своеобразный сплав того, что считается русским роком и русским рэпом. Это музыка, которая, помимо религии и Родины, говорит о сильных чувствах сильных и смелых людей, что сейчас приобрело особую актуальность. Именно поэтому песни «25/17» слушает не только вся Россия — узнаваемые аккорды доносятся и из окопов опаленного войной Донбасса.
Писатель Захар Прилепин вспоминает: в 2006 году он впервые услышал группу «25/17», а годом позже окончательно влюбился в их музыку. «В 2014 году они записали альбом "Русский подорожник" и встали вровень с легендами: такими, как Цой, Кинчев, Ревякин…»
«Все это время, все эти годы я смотрел на них, болел за них, радовался их удачам. Теперь у меня есть чувство удовлетворения: я нисколько не прогадал, когда — почти уже десять лет назад! — говорил своим товарищам, филологам и музыкантам, что вот есть такая группа "25/17" и они скоро будут первыми. Я говорил это в личном общении и говорил это публично — проверить легко», — рассказал писатель.
Прилепин отмечает, что, помимо замечательных, душеврачующих песен, его подкупает в работе Андрея и Анта очень бережливое и не заносчивое отношение к своему дару: «Они словно бы не уверены, что завтра получится то же самое, что и сегодня: но не потому, что не уверены в себе — а оттого, что знают другое».
«Что именно? Попробую сказать об этом просто. Поверьте, что это без пафоса. Они знают, что мир находится в воле Господней, и не впадают в самообольщение и самолюбование. Если тебе сегодня дали сочинить такую песню — это не значит, что тебе дадут сочинить такую же завтра. Надо хранить свой дар и относиться к нему бережно. Потому что твой дар — это то, что тебе подарили. Ты не вправе это расплескать. Когда публика в последнее время стала оставлять концертные площадки многих и многих исполнителей, у группы "25/17" только прибавилось слушателей. Я видел полные стадионы их слушателей — и слышал, как они поют наизусть одну песню Андрея и Анта за другой. Я знаю их слушателей в городах от Владивостока до Калининграда. Они на глазах стали народной рок-рэп командой», — убежден Захар Прилепин.
Подытоживая, следует отметить, что огромное количество коллективов продолжают оставаться по-настоящему русскими и не размениваются на выступления перед карателями и иностранными политиками, причастными к прямой агрессии против страны. Патриотическая сцена прошла большой путь, трансформировалась и стала действительно народным явлением, которое не заглушить ни эстраде, ни выскочкам, играющим на митингах протеста. И это очень важно. Как правильно отметил лидер группы «Контрреволюция»: «Это уже давным-давно не просто так. Для многих из нас — для большинства из нас — это стало неотъемлемой частью повседневной жизни».