Ученые успешно пересадили «очеловеченное» сердце свиньи в тело бабуина

Биологи из Европы и США объявили об успешном завершении эксперимента по пересадке сердца трансгенной свиньи в тела нескольких бабуинов. Об этом сообщает портал chudesamag.ru.

В начале нынешнего столетия биологи начали активно обсуждать возможность ксенотрансплантации – пересадки органов животных в тело человека. Для воплощения этой идеи в жизнь нужно было сделать простую операцию – заставить иммунную систему не отторгать «чужие» органы.

Оказалось, что это крайне сложная проблема, решить которую почти невозможно даже при помощи генной терапии. Только год назад известный американский генетик Джордж Черч приблизился к решению этой задачи, удалив часть меток «свой-чужой» при помощи геномного редактора и вырастив первых частично очеловеченных свиней.

Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature, Ян-Михаэль Абихт из Мюнхенского университета и его коллеги сделали следующий шаг в развитии технологий ксенотрансплантации: они успешно пересадили подобное «очеловеченное» сердце свиньи в тело бабуина, заменив оригинальный орган обезьяны.

Для проведения этих опытов учёные вырастили свою собственную «породу» трансгенных свиней, у которых был удалён ген, отвечающий за формирование меток «свой-чужой», а два других участка ДНК были заменены на их человеческие аналоги. Последние два изменения, как отмечают учёные, должны были защитить сердце свиньи от формирования тромбов внутри его собственных сосудов после пересадки.

Вырастив несколько десятков таких свиней, биологи начали отрабатывать технологии пересадки, параллельно проверяя эффективность разных методов извлечения и хранения сердца до его трансплантации.

Первые их попытки закончились катастрофически. Сердце фактически «умерло» ещё до пересадки и не смогло поддерживать жизнь пяти бабуинов, участвовавших в этой серии опытов. Только одна обезьяна пережила операцию и прожила около 30 дней. Этой проблемы, как позже выяснили учёные, можно избежать, если не просто держать орган в пакете с ледяной водой, а периодически прокачивать через него чуть более тёплую кровь. Следующие группы бабуинов проживали после операции около 30–40 дней и умирали от гипертрофии сердца и инфарктов. Причиной этого, по словам биологов, было то, что уровень давления в теле свиней заметно ниже, чем у бабуинов, что перегружало сердце и быстро его убивало.

В итоге учёные решили и эту проблему, используя лекарства, понижающие артериальное давление и блокирующие рост клеток сердца. Это спасло жизнь всем бабуинам и позволило им прожить более 180 дней до момента завершения эксперимента, когда обезьяны были усыплены.

Во всех случаях, как отмечают исследователи, сердце хорошо прижилось – в нём не возникало тромбов и других патологических изменений, обычно убивающих приматов через один-два месяца после пересадки свиного сердца. Успешное завершение эксперимента открывает дорогу для проведения более масштабных и продолжительных опытов на приматах и началу клинических испытаний на добровольцах.

ГИПОРТ