Среди людей, которым плохо знакома исламская религия, ходит немало пересудов о положении женщины в ней. Непонимание принципов исламского мировоззрения и поверхностное знакомство с ценностями нашего вероучения побуждают их рисовать ужасающие картины бесправия мусульманских женщин.
Между тем в исламе, как ни в какой другой религии, женщине определено высокое место. Ей посвящена одна из самых больших глав Священного Корана (сура 4, «ан-Ниса» — «Женщины»), и это недаром: ведь высокий статус женщины заложен уже в том, как устроен этот мир. По замыслу Всевышнего, все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один, и нет Ему равных. Поэтому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал, что женщина — это половина мужчины, а значит, без жены нет мужа. Именно в этом залог Всевышнего Аллаха для продолжения рода и развития жизни на земле.
Слава Аллаху, велика мудрость Его. Он возвысил женщину, возложив на нее задачу сохранения рода человеческого. Никто из нас не сможет усомниться в этом, потому что все мы вышли из чрева женщины. В достоверном хадисе сказано, что «рай находится под ногами матерей», а значит, отношение к матери определяет благополучие мужчины в вечности.
Сообщается, что Бахза ибн Хаким спросил Посланника Аллаха:
— О, Посланник Аллаха, кому мне повиноваться?
— Матери, — сказал Посланник Аллаха.
— Потом кому? — спросил Бахза ибн Хаким.
— Матери, — ответил Пророк (мир ему и благословение Всевышнего).
— А потом кому? — еще раз спросил тот.
— Матери, — произнес Посланник Аллаха.
— Потом кому? — опять спросил тот.
— Потом отцу, — сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего).
А в другом хадисе говорится о том, что за отношение к сестрам, дочерям и женам с мужчины будет спрошено, потому что сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего): «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас будет ответственен за паству, вверенную ему».
Крепкая семья — это Божий дар, ценность, которую надо уметь беречь и хранить. Женщина в семье — это, прежде всего, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Так сказано в Священном Коране: «Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей, размышляющих и отзывчивых». И в жизни Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) женщина играла особую роль. Именно женщина — первая жена Мухаммада Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) — поняла его пророческий дар, поддерживала его, когда ему пришлось сражаться со своими соплеменниками, свергать идолов и сопротивляться давлению язычников. Когда Мухаммаду явился ангел Джабраил (мир ему), он, встревоженный, пришел к своей жене Хадидже и рассказал ей о своих опасениях. Она подбодрила его: «Радуйся и будь тверд. Благодаря Тому, кто держит в Своих руках мою душу, ты станешь, надеюсь, пророком этого народа». Воистину, она была мудрой женщиной, и пошла к знатоку Писания, своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю, который подтвердил: «Мухаммад не одержим джиннами. Он будет пророком».
Однажды, путешествуя, наш благословенный Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) увидел нескольких женщин, ехавших на верблюдах. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причиняла его спутницам большие неудобства. Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему: «Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее». Факт создания женщин из ребра Адама Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) также пояснял в подобном контексте: «Женщина создана из ребра Адама. Сильно будешь гнуть — сломаешь!». Однако многие представители сильного пола воспринимают этот факт по-другому — как свидетельство ущербности женщины в сравнении с мужчиной. Но оправдана ли такая логика? Ведь если женщина была создана из ребра Адама, не означает ли это обратное, а именно то, что Адам был всего-навсего «пробным камнем», расходным материалом для создания утонченной Евы — подлинного венца Творения?
«О Абу-Зарр! Женщина есть то, — сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) одному из своих сподвижников, — что дано мужчине во сбережение (аманат). [И для мужчин, которые не сберегут ее] в День воскрешения она обернется бесчестием и сожалением, кроме тех, кто жил с ней по праву и воздавал ей должное. Но где же таковы?!»
Эти слова были сказаны среди людей, которые еще совсем недавно рождение девочек считали страшным позором и, чтоб избавиться от него, живьем их закапывали в землю. ислам был поистине революционен в решении женского вопроса. Он искоренил все чудовищные языческие обычаи, направленные против женщин, наделил их в первую очередь имущественными правами и наполнил их жизнь достоинством. Для сравнения: в Индии женщина должна была бросаться в огонь, если ее муж умер, и этот религиозный закон до сих пор изжит не до конца. Последователи Будды вообще не принимали женщин в свою религию, а на Западе и в Средневековье, и даже позже считали их «сосудом зла», «орудием сатаны» и спорили о том, есть ли у них душа.
Ислам часто обвиняют в отрицательном отношении к женщине. Но так ли это? Сравним Коран и Библию: какие богословские основы они дают для решения женского вопроса? Истоки этих основ кроются в истории первой женщины — Евы.
По Библии «сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И тогда Всевышний создал множество птиц и животных. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:18–20). По Корану же, Аллах создавал скот и пресмыкающихся отнюдь не для того, чтобы среди них мужчина искал себе пару, ибо уже сама мысль об этом кощунственна, но лишь для того, чтобы человек продемонстрировал свое превосходство над ангелами (2:31–33).
С аналогичным пренебрежением Ветхий Завет описывает и роль женщины в грехопадении наших прародителей: подчеркивается, что именно она первой откусила от запретного плода и совратила Адама: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1–7). Совершенно иначе данная история описывается в Коране. Из мусульманского Писания следует, что повинен в грехопадении был в большей степени Адам, нежели Ева: «Мы прежде дали Адаму наказ, но он забыл об этом, и не нашли Мы в нем стойкости… И нашептал ему сатана, сказав: «Адам, не указать ли тебе на древо вечности и власть непреходящую?» И они оба поели… Так ослушался Адам Господа своего и сбился с пути» (20:115, 120–121).
Таковы основы, на которых строится теология христианства и ислама. Стоит ли после этого удивляться, что в христианском мире женщина всегда считалась презренным существом? Не случайно и то, что первые монастыри, как отмечают исследователи, были всегда мужскими, ибо монахи, спасаясь от скверны мира, под этим подразумевали в первую очередь женщину. Не случайно и то, что почти до XIX в. духовенство на Западе спорило, есть ли душа у женщины или нет. Если душа у нее все-таки есть, то человеческая она или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то является ли ее социальное положение по отношению к мужчине рабским, или же оно несколько выше?
До недавних времен женщины в европейских странах не имели права владеть собственностью. Только в 1882 году британский закон даровал женщинам право решать, как следует потратить заработанные собственным трудом деньги, вместо того чтобы передать их немедленно своим мужьям. До тех пор даже одежда на них была собственностью их мужей. В исламе же муж никогда не имел подобных прав на имущество жены, распоряжавшейся им полностью по своему усмотрению.
В новое время христианские женщины встали под знамена борьбы. Измученные своим бесправием, они встали на путь феминизма, в том числе и в религиозной жизни. Появились женщины-пастыри, которые были немыслимы прежде, и даже принципиально новые, антимужские по своей направленности, переводы Библии. В них Бог-мужчина был заменен на Бога-женщину и теперь о Нем (Ней) говорили только в женском лице. Вне сомнения, истоки богохульного радикализма этих новаций следует искать в невыносимо унизительном положении христианок.
У мусульманок же потребности в богословской революции не было, ибо ислам с самого начала был к ним благожелателен. Именно ислам вознес прежде всего материнство в ранг подвига, сказав, что «рай находится под ногами ваших матерей» и в корне отвергнув позорную мысль о том, что дети рождаются во грехе.
Но и за рамками материнства женщина занимает в учении ислама высокий статус. «И вот если сей раб, страстно возлюбив женщину и стремясь к ней всей душой, увидит в ней себя самого, значит, он увидел в ней свой образ, свою форму. Таким образом, он увидит именно Бога, ни что иное», — писал средневековый мусульманский мыслитель Ибн аль-Араби. Другими словами, мужчина именно через любовь к женщине может познать Бога. По мнению аль-Ашари, одного из двух основных учителей мусульманской акиды, среди пророков Всевышнего были и женщины. Через женщин может осуществляться рукоположение (так сказать, «пастырство») в одном из суфийских тарикатов.
Несмотря на то, что в Коране, как и в Библии, о Боге говорится в мужском лице, мусульманские богословы уже давно обратили внимание на то, что понятие «самости, сущности Бога» выражается в богословии ислама словом женского рода — зат. Поэтому о богословской ущербности мусульманок и феминистских переводах Корана говорить не приходится.
Безусловно, современное христианство под давлением светского взгляда на жизнь многое пересмотрело в своем отношении к женщине и отказалось от того мракобесия, которое было в нем прежде. В чем-то даже оно превзошло то, что мы видим, к сожалению, сегодня на мусульманском Востоке. Но это было сделано под давлением, а не за счет внутреннего развития. Потенциал же ислама таков, что все необходимые современности идеи можно черпать в нем самом, не заимствуя ниоткуда.
На плечах женщины лежит и еще одна важнейшая задача — воспитание детей. Именно от женщины во многом зависит то, какой будет богобоязненность и воспитанность детей, потому что ребенок видит и ощущает мир таким, каким ощущает его мать. И первые свои знания ребенок тоже получает от матери. Поэтому прежде всего в ее силах заложить в нем качества, которые помогут ему добиться жизненных успехов во славу Аллаха в служении миру и добру, в любви к ближнему.
Иные ропщут, что не по справедливости отведены женщинам их права. Но это не так! Они во всем равны в своих правах с мужчинами — но у каждого в этой жизни свое предназначение. Женщина рожает детей, вскармливает их своим молоком и воспитывает, а мужчина прикладывает все усилия для того, чтобы поддерживать в семье духовную стабильность, обеспечивать ее материальное благосостояние и преумножать достояние. Мужчина не может выполнять работу женщины и ее обязанности, так же как и женщина не может исполнять круг обязанностей, возложенных на мужчину. Воистину, Всевышний Аллах справедлив, потому что и мужчины, и женщины одинаково вознаграждаемы за выполнение своих обязанностей. «Мужчинам — доля из того, что они приобрели, а женщинам — доля из того, что они приобрели. Просите от Аллаха Его блага, — поистине, Аллах знает о каждой вещи!».
Ислам предписывает мужчинам заботиться о своих матерях, сестрах, дочерях и женах. Всевышний создал мужчин и женщин, дабы успокоились души. Каких бы высот в жизни ни добился мужчина, будь он султаном или президентом, грош цена всему этому, если, когда, усталый, он возвращается домой, никто не ждет его там со словами: «Ты вернулся, родной?»
Слава Аллаху, Велик и Мудр Он. Любовь к женщине — это прекраснейший Божий дар. Женщина вдохновляет мужчин на великие дела и безумные поступки, на подвиги и свершения, и нет более важной оценки для мужчины, чем похвала любимой.
Воистину, и семья — прекрасный Божий дар, ценность, которую надо уметь создать, беречь и хранить. Крепкие семьи — залог процветания общества. И жизнь без создания семьи, без детей, подобна древу без плодов. Господь спросит с не создавшего семью мусульманина. Мужчина должен создавать семью; мусульмане обязаны помогать друг другу обрести жен, мужей. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) приказал создавать семьи и сам был прекрасным семьянином, любящим отцом и мужем.
Увы, в сегодняшнем обществе ценность семьи падает, увеличивается число сирот, одиноких женщин. Кто-то думает, что джихад на пути Аллаха — это автомат и пулемет в руках. Но сегодня джихад (дословно в переводе с арабского — «усердие») на пути Аллаха — это создание крепкой семьи, воспитание добрых, искренних, верных слову, делу, исламу и Отечеству детей и внуков, ибо сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего): «Бракосочетание, устройство семейной жизни — это моя Сунна, это мое завещание Вам, а кто отвернется от моей Сунны, тот не с нами». «Женитесь, создавайте семьи, растите детей и внуков. В Судный день я буду гордиться числом моей уммы», — сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего). Это было сказано в VII веке. А как актуально для сегодняшней России! Четырнадцать столетий тому назад, воспитывая свою умму, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) завещал нам с вами: «Самым совершенным в вере является тот верующий, кто обладает высокой нравственностью, хорошим характером. А лучший из вас тот, кто хорошо относится к женщине. Я завещаю вам доброе отношение к женщине, ибо они ваши матери, ваши сестры, ваши жены и дочери. И все вы сами вышли из чрева женщины».
Слушайтесь, люди. Слушайте и повинуйтесь. Ибо только в повиновении Аллаху и его Посланнику вам счастье в обоих мирах.
Иные сегодня клевещут на ислам, говоря, что ислам унижает женщину. Это неправда! ислам возвышает женщину. Во время бракосочетания женщину первой спрашивают о согласии на брак. Мужчина только предлагает женщине создать семью — согласиться или нет, решает женщина.
Мужчины-мусульмане не должны стыдиться любви к женам, ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда муж и жена смотрят друг на друга с любовью, Всемилостивый Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падут сквозь пальцы». И еще Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Если Господь даровал вам праведную жену, то он дал вам половину вашей веры. А за вторую половину старайтесь и трудитесь сами».
Многие слова и поступки Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) подтверждают его безмерное уважение к женщине, к матери, жене. Однажды, когда смертельная опасность нависла над мусульманами и каждый умеющий держать оружие был нужен Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), один из молодых сподвижников пожаловался, что у него больна мать. «Иди, возвращайся к матери и сделай все, чтобы она выздоровела. Если ты стараешься ради родителей, то ты на пути Аллаха», — с такими словами Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) отпустил молодого бойца к матери. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) всегда помогал в домашнем хозяйстве, никогда не стыдился домашней работы; он посещал рынки, покупал продукты — словом, делал все, чтобы облегчить жизнь своей семьи.
Еще в VII веке ислам поднял женщину на небывалую высоту, признал и подтвердил духовное равенство между мужчиной и женщиной в получении Божественных наград и милостей. И благородная жизнь Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), его проповеди, его великие деяния, его семейная жизнь — наилучшее подтверждение сказанному. Достоинство женщины, женщины-матери, оберегается Самим Богом. И поэтому я от лица мусульман призываю всех мужчин делать все для того, чтобы женщины были счастливы, красивы, добры, радостны, — причем делать это круглый год, независимо от дат. И самое главное, чтобы женщины любили и были любимы своими мужьями, детьми и близкими.
Умар Идрисов
Метериал опубликован в научно-богословском сборнике «Рамазановские чтения», № 1, 2006
Исходный текст - [ссылка скрыта, авторизуйтесь]