Анонсированные депутатами Госдумы законы, конкретизирующие и ужесточающие правила перевозок в такси, пока остаются законопроектами. Вместе с тем, как считают заинтересованные участники рынка, этот бизнес уже сегодня нуждается в позитивных изменениях, которые можно реализовать в добровольном порядке на условиях саморегулирования. Об этом по итогам закрытой встречи с участием представителей УФАС, организации предпринимателей "Опора России", профсоюзов таксистов и диспетчерских служб рассказал руководитель регионального управления антимонопольного ведомства Михаил Теодорович.
По замыслу нижегородского УФАС, таксистам предлагается добровольно вступать в так называемую хартию таксистов на принципах, напоминающих саморегулируемую организацию. Кроме того, антимонопольное ведомство выступает за добровольное принятие таксистами ответственности за качество своих услуг. Для этого предлагается через диспетчерские службы распространять среди водителей по их желанию своего рода "Карточки совести" (термин "ГорькийТВ" — прим. ред). Информационный лист, размещаемый в салоне автомобиля и подписанный рукой таксиста, будет включать ФИО водителя, информацию о его стаже, а также обязанность не употреблять алкоголь, следить за своим здоровьем, соблюдать ПДД и поддерживать техническое состояния транспортного средства в надлежащем виде.
Если пассажир садится в машину и видит эту карточку, полагает Теодорович, он может рассчитывать на нормальные условия обслуживания. Если же бумаги в салоне нет, клиент вправе отказаться от поездки. Предлагаемые добровольные обязательства помогут постепенно отфильтровать недобросовестных предпринимателей от тех, кто готов работать качественно и по закону, уверены в УФАС. Однако чтобы эта практика работала, пассажиры не должны бояться жаловаться на качество услуг такси, а перевозчики должны более ответственно относиться к своей работе.
Предлагается через диспетчерские службы распространять среди водителей по их желанию своего рода "Карточки совести".
"Это появится только если водители сами захотят и договорятся как-то через профсоюзы. Мы в этом точно не участвуем, — поясняет Михаил Теодорович. — Единственное, в чём мы участвуем — помочь водителям сделать так, чтобы сам факт появления этой карточки, то, как она сформулирована, что там написано, и то, как она работает, как она применяется, не вошло в конфликт с законодательством о защите конкуренции". При этом даже если УФАС не увидит нарушений по своей линии, но обнаружит конфликт с другими законами, нижегородские антимонопольщики готовы содействовать таксистам. "Мы поможем им увидеть это. Они сами примут решение, но мы им подскажем", — обещает Теодорович.
По самым скромным подсчетам профсоюза нижегородских таксистов, в настоящее время десять тысяч водителей занимаются извозом нелегально. Хроническими проблемами остаются безопасность перевозок, которая далеко не всегда решается при участии диспетчерской службы, равенство условий для ведения бизнеса и поступление налогов.
По мнению Дмитрия Бирмана, заместителя главы Нижнего Новгорода и представителя "Опоры России", не стоит оглядываться на обещанные федеральные законы, но необходимо вырабатывать единые правила бизнеса внутри рынка. "Таксопарки при работе используют стандарты, которые существуют и которые закреплены федеральным законом. Предлагается в добровольном порядке посмотреть на эти стандарты и попытаться их внедрить для своих перевозчиков, — рассказывает Бирман. — Второе предложение — чтобы диспетчерская служба рассмотрела возможность раскрыть данные по своим перевозчикам для федеральной налоговой службы. То есть всегда можно будет проверить, работал в некий день человек или не работал, а если работал — он должен платить налоги".“
В настоящее время десять тысяч водителей занимаются извозом нелегально.
Все это никак не касается деятельности диспетчерских служб, поскольку они не относятся к перевозчикам, парирует представитель такси "Везёт" Михаил Смирнов. "Да хоть закон, хоть что… Мы-то тут при чем? Мы же не берём их ни на какие трудовые, они получают чисто информационные услуги, эти таксисты. Мы с ними трудовых договоров не заключаем. ИП — он и есть ИП, на его совести всё", — комментирует собеседник "ГорькийТВ". По его словам, компания "Везет" контролирует техническое состояние автомобилей, снимает их с линии в случае жалоб — этого вполне достаточно.
Прямых претензий предъявить диспетчерской службе невозможно, они абсолютно в правовом поле работают, признает Дмитрий Бирман. Поэтому, уверен депутат, решение никак не может быть силовым. "Я предложил представителям диспетчерской службы, профсоюзам таксистов сесть за стол и попытаться выработать какие-то общие формы сотрудничества не с точки зрения "кто-то кому-то должен уступить", а с точки зрения, направленной на безопасность перевозок. Должно быть понимание, что техническое средство исправно, и трезвый, не больной, не с похмелья, не обколотый водитель. Вот это минимум, который должен быть. Можно говорить, что должны быть чище автомобили и так далее, но это уже следующий вопрос", — подчеркивает Бирман.
В свою очередь, Михаил Смирнов категорически отвергает какое-либо сотрудничество с профсоюзами таксистов, подчеркивая, что не понимает, в чем именно заключается их роль в регулировании рынка. "Этим профсоюзам неймётся, они не знают сами, чего хотят — то ли денег, то ли чего. Это их бизнес, и они за счёт кого-то хотят пособирать деньги. Они ничего не делают, только собирают эти круглые столы, в УФАС обращаются, а конкретной деятельности у них никакой нет", — резюмирует представитель "Везёт".