Патриотизм, экологическое мышление и "антикоррупционное сознание" станут официальными стандартами образования, сообщает газета "Известия".
По информации издания, Министерство образования РФ подготовило приказ об утверждении госстандарта среднего общего образования. Этим документом вводятся не только требования к структуре образовательных программ, но и так называемые "личностные результаты" выпускника.
"Утверждение нового стандарта связано с необходимостью его приведения в соответствие с новым законом "Об образовании". Стандарт теперь также плотно ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен не только получить знания по определенным предметам, но и сформироваться как целостная и полноценная личность", — пояснили "Известиям" в Минобрнауки.
Составленный в Минобрнауки "портрет школьника России" включает в себя любовь к традиционным ценностям — не только предметным, но и духовным.
В категории "личностные результаты" учителя должны будут привить школьникам патриотизм, уважение к своему народу и государственным символам, а также чувство толерантности и поликультурности.
Кроме того, выпускник должен будет обладать "экологическим мышлением" и опытом эколого-направленной деятельности, а также вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
Составленный в Минобрнауки "портрет школьника России" включает в себя любовь к традиционным ценностям — не только предметным, но и духовным. Школьники должны осознавать свою сопричастность к судьбе России и иметь сформированное "антикоррупционное мировоззрение".
К сфере "предметных результатов", которые также вводит приказ, относятся минимальные знания по каждой дисциплине. Однако каждый предмет будет разделен на "базовый" и "углубленный" уровни. Со следующего года школьники будут сдавать экзамены различной сложности в зависимости от того, какую специальность выберут в вузе.
Например, на "базовом" уровне изучения русского языка школьников научат читать и писать, а также анализировать литературный текст в культурно-историческом аспекте и в контексте творчества писателя. На "углубленном" уровне, помимо всего вышеперечисленного, будут объяснять основы литературной критики и литературоведческого исследования.
Реализация такой программы вполне возможна в условиях современной школы, считает учитель русского языка и литературы нижегородской школы №168 Анастасия Родионова. "У нас есть богатые традиции советской школы, — комментирует она. — Я не открою Америку, если скажу, что сама по себе концепция патриотического воспитания лежит в основе нашего образования. Это не новый стандарт, а основополагающий принцип. Мы всегда имеем в виду человека-патриота, когда мы воспитываем школьника".
По мнению учителя русского языка и литературы, гораздо больший интерес представляет антикоррупционная составляющая. "Видимо, она соответствует веяниям времени и является новой "личиной" этого человека-патриота. В этом плане, конечно, интересно, что подразумевают стандарты", — отметила Анастасия Родионова.
По её словам, результаты ЕГЭ (а именно часть С, подразумевающая сочинение) показали, что школьники достаточно хорошо ориентируются в таких понятиях, как "патриотизм" и "национальное самосознание". "Это показатель того, что школа хорошо поработала", — считает учитель.
"Предложенные нововведения — всего лишь имиджевый шаг, — считает учитель истории Андрей Рудой. — Никто не будет толком выполнять эти предписания. Патриотизм у нас и так насаждается, причём не в лучшем виде (так называемый "квасной" патриотизм)".
Эксперт также считает, что и формирование антикоррупционного мышления в рамках школьной программы не решит проблему. "Коррупция — это основа нашего государства, такого, как оно есть на данный момент. И опять же стандарт, о котором все забудут через полгода, коррупцию явно не поборет. Дети же видят, что делают взрослые, как они решают свои проблемы, в том числе и с помощью коррупционных схем", — говорит он.
"Пока инициатива Минобрнауки больше похожа на совокупность простых лозунгов. Мы надеемся, что в Правительстве построят грамотный механизм реализации, который позволит избежать низведения идеи до элементарных призывов. Как мне кажется, сначала стратегию по воплощению замысла нужно опробовать в ряде пилотных регионов и обязательно учесть мнение учеников и преподавателей", — заявил руководитель НРО ВОО "Молодая Гвардия" Кирилл Карташев.