Сотрудники Роспотребнадзора оштрафовали страховщика за навязывание дополнительной страховки к полису ОСАГО после просмотра видеоролика, снятого клиентом компании скрытой камерой и размещенного на сайте youtube.com. Суды двух инстанций сочли такое решение ведомства законным.
Видеоролик был выложен на youtube под названием «г. Арзамас беспредел Росгосстрах». На нем записан на скрытую камеру неудачный поход гражданина за полисом ОСАГО в арзамасский офис «Росгосстраха». Вместе с полисом ему в обязательном порядке предложили оплатить и страховку жизни «Фортуна-авто».
Не согласившись с этим, гражданин пошел разбираться к руководителю офиса. Тот признал, что навязывание дополнительной страховки незаконно. Но заявил, что сотрудник компании, тем не менее, не может продать полис ОСАГО без нее. А «если агент заключает договор без страхования жизни, то он ничего не получает», – объяснил руководитель офиса.
«Вот вы лично согласны работать бесплатно?» – спросил он у гражданина. Клиент отметил, что раньше полис ОСАГО можно было купить без проблем по тем же расценкам. «И трава мокрее, и сахар слаще, все раньше было», – ответил на это глава страхового офиса. – «Десять лет не поднимался тариф, потому что шаг политический, боятся возмущения автомобилистов». Он отметил, что цены на ремонт за это время сильно выросли, и теперь «само по себе страхование ОСАГО – это чистый убыток». «Никто же не будет покупать колбасу за 200 р., а продавать за 150?» – объяснил он клиенту политику продаж страховой компании.
Просмотревшие ролик специалисты Роспотребнадзора сочли, что страховщик нарушил закон о защите прав потребителей и оштрафовали компанию на 11 тыс. р. по ч. 2 ст. 14.8 КоАП («Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя»).
Страховщик не согласился с этим решением и обратился в суд. Однако суды первой, а затем и апелляционной инстанций отказали ему в иске. В решении суд отметил, что факт навязывания услуг подтверждается также объяснительной запиской директора арзамасского офиса «Росгосстраха».