Новые правила нормативно закрепляют сложившиеся на практике отношения между пассажирами, перевозчиками и иными участниками перевозочного процесса, такими как владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта и операторы подвижного состава.
Так, например, новые правила перевозок законодательно позволяют перевозчику применять технологию перевозки багажа без использования багажного вагона, которая широко распространена у европейских перевозчиков. Теперь пассажиру не нужно отдельно обращаться в багажное отделение, чтобы оформить багаж. Перевозку можно оплатить в кассе при покупке билета, а сдать багаж в отдельное купе непосредственно при посадке в поезд. Это гораздо быстрее, а, следовательно, и удобнее для пассажира.
Также одной из проблем «старых» правил перевозок являлось отсутствие в них каких-либо положений об электронных проездных документах, широко используемых на практике. В новые правила перевозок включены положения о порядке прохождения электронной регистрации, посадке в поезд по посадочному купону (который может быть предъявлен и на электронном носителе), порядке возврата денег при оплате проезда по безналичному расчету или с использованием платежной карты.
Большое внимание в новых правилах уделено пригородному сообщению. Они регламентируют виды абонементных билетов и сроки их действия, а также разрешают компаниям-перевозчикам добавлять в список абонементов дополнительные предложения. Сотрудники компаний-перевозчиков (контролеры-ревизоры) наделяются полномочиями по применению мер в отношении безбилетников: теперь разъездные кассиры-контролеры имеют полное право удалить граждан без проездных документов из поезда. В прежних правилах такого права у перевозчика не было.