Как сообщает "Коммерсант", "общую директиву" о запрете на закупку импортной продукции, кроме той, что не имеет аналогов в России, подготовил Минпромторг. Данная директива распространяется на продукцию металлургии, тяжелого машиностроения и автопрома – конкретных наименований ведомство не обозначило. Факт подготовки документа в министерстве подтвердили.
В Минэкономики добавили, что ограничения коснутся тех организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, но не ГУПов, поскольку у них нет советов директоров. "Там требуется более сложный механизм, он пока не проработан", — пояснил собеседник издания.
Минпросторг также не указывает конкретные компании, которых коснется запрет. В документе фигурирует перечень ОАО, где члены советов директоров голосуют по директиве правительства. "Ограничение будет реализовано через рекомендации представителям государства в советах директоров госкомпаний", — пояснил источник "Коммерсанта", добавив, что директива не противоречит нормам ВТО. По данным издания, директива должна вступить в силу до конца года.
В конце прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручал Минпромторгу и Минэкономики подготовить инициативы по стимулированию роста потребления металлопроката, а госкомпаниям предложил ограничить закупки металлопродукции не из стран Таможенного союза.
Во исполнение поручения в июле был введен запрет на муниципальные и государственные закупки иномарок. Источники издания среди автопроизводителей отмечали, что чиновники еще в сентябре гарантировали запрет на закупки импортной техники госкомпаниями.
Новое ограничение на разных брендах отразится по-разному. Так, продажа юрлицам у Audi составляют 30%, доля корпоративных клиентов модели А8 — 50%, доли продаж госкомпаниям нет. В "Мерседес-Бенц РУС" считают, что директива не повлияет на продажи марки – доля продаж автомобилей госкомпания не превышает 1%.
В самих госкомпаниях считают, что наибольшее влияние окажут ограничения на специализированную технику. "КамАЗ год от года имеет нестабильное качество исполнения. Для кого-то в Москве выбор между "Волгой" и "Мерседесом" — вопрос личных амбиций, а для строителя в Эвенкии или Якутии — вопрос жизни или смерти", — отметили в "Транснфети".
Однако один способ (помимо отсутствия аналогов в России) заполучить иностранную технику у компаний все же есть – речь идет о лизинге автотехники. В Минпромторге отметили, что этой схемы эксплуатации машин запрет не коснется. По словам собеседников "Ъ" на рынке, госкомпании закупают технику в основном именно по лизинговым схемам.