Как заявили «Известиям» в Национальном союзе производителей молока «Союзмолоко», сегодня все европейские поставки сыра сведены исключительно к безлактозной продукции. Стоит отметить, что в 2013 году общие поставки сыра из Евросоюза составили 260 тыс. тонн. В этом году, по предварительным данным, показатель сократился из-за введенных Россией в августе продовольственных антисанкций. Во втором полугодии 2014 года в Россию активно поставлялись такие сорта, как грана падано, рокфорти (аналог рокфора), маасдам, брынза и маскарпоне из Италии, Дании, Германии и Франции — от таких производителей, как Arla Foods, Latteria Sociale Mantova, Lactalis Intenational, следует из материалов ФТС.
По мнению участников рынка, у импортеров европейского сыра есть все основания наращивать объемы поставок безлактозного сыра до отмены продуктовых антисанкций.
— Любой сыр считается безлактозным продуктом, потому что в сыре на два порядка меньше лактозы, чем в молоке. Как и в твороге. При их изготовлении вся лактоза уходит в сыворотку. И их можно без вреда для здоровья потреблять тем, кто не переносит лактозу, — говорит председатель правления российской сыродельной компании «Аланталь» Александр Никитин. — Западные производители вывели линейки продуктов, в которых устранили даже следы присутствия лактозы. Это относится ко всем чеддерам и сырам группы «Паста Филата» (моцарелла, проволоне, скаморца, сулгуни и сыры-косичка). Назвать «безлактозным» можно абсолютно любой сыр и так ввозить его в Россию из стран, в отношении которых введены торговые ограничения. Для импортеров оставили «лазейку» в запретительных мерах, и те начали ею активно пользоваться. Что касается отечественного сыроделия, то наши предприятия не развивали производство безлактозных сыров, так как и потребление такой продукции было низким. Даже безлактозный импорт 2013 года превышал спрос на такой сыр со стороны потребителей.
Напомним, что 7 августа 2014 года был введен запрет на поставки в Россию ряда продуктов питания и сельхозпродукции из США и ЕС. Однако уже 20 августа кабинет министров внес послабления для ввоза безлактозного молока и молочной продукции, концентрата белков животного и растительного происхождения (спортивное питание), биодобавок к пище, мальков лосося для аквакультуры, семенного картофеля, а также семян для выращивания кукурузы, лука и гороха. Позже глава Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Владимир Лабинов заявлял, что существует риск поставок обычных молочных продуктов под видом безлактозных. Он говорил, что кисломолочные продукты, сыры и творог вообще не должны позиционироваться как продукты с низким содержанием лактозы. Но его замечания остались без внимания.
Как говорит Никитин, эмбарго на поставки иностранного сыра позитивно отражается на российском производстве, которое до антисанкций было в упадке. Доля продукции российских заводов составляла не более 40%, а 60% рынка занимали иностранные сыры, включая белорусские.
Представитель Россельхознадзора (ведомство контролирует качество и безопасность сельскохозпродукции) Николай Алексеенко подтвердил «Известиям», что в российском законодательстве не предусмотрены нормы по содержанию лактозы в сырах, заявленных как безлактозные. Он отметил, что Россельхознадзор проводит анализ состава ввозимого сыра, и если он безопасный, качественный и содержит мало молочного сахара, то его допускают к реализации внутри страны.
В пресс-службе российского представительства датской группы Arla Foods отказались комментировать тему роста поставок безлактозного сыра из ЕС, сославшись на то, что итоги 2014 года еще не подведены, а планы закупок на текущий год — еще не сформированы.
В финском холдинге Valio сообщили, что с августа 2014 года временно не поставляют продукцию безлактозной категории в Россию в соответствии с первоначальным запретом, а далее введенными дополнительными проверками контролирующих органов РФ.
— В настоящий момент никакая безлактозная продукция Valio, в том числе сыры, не доступна в продаже в России. Статус поставок безлактозной продукции другими поставщиками из ЕС нам не известен, — отметили представители компании.