Грузинский президент Михаил Саакашвили на церемонии подписания конституционных поправок, утвержденных парламентом страны в конце минувшего года, предложил создать новую конституцию страны, по его словам, адаптированную к современной европейской демократии. Интересно, что в качестве примера для подражания демократия в данном случае выбрана европейская, а не американская.
«Думаю, — заявил М.Саакашвили, — нам вместе с оппозицией нужно подумать над созданием новой конституции… Действующая конституция имеет много погрешностей, которые нужно устранить». В общем, как сказал президент Грузии, это процесс длительный, для создания основного закона страны «под Европу» нужно, как минимум, несколько лет. Президент заявил, что намерен расширить сотрудничество с парламентской оппозицией, создав при Совете национальной безопасности новый орган – расширенный Совет. В него, заявил президент, могут войти все желающие депутаты от парламентских оппозиционных фракций.
Пи этом глава государства подчеркнул, что новый орган будет носить консультативный характер, и в нем будут обсуждаться важнейшие направления внешнеполитического курса страны. Обсуждаться, но решаться все будет наверняка не там.
Вообще, надо отметить некую смену ориентаций. Если раньше грузины активно декларировали дружбу и полное взаимопонимание с Соединенными Штатами, и Джордж Буш, как лучший друг Джорджии, сомнениям не подвергался ни при какой погоде, то теперь грузинские власти пытаются всеми силами примкнуть к Европе с ее ценностями, постулатами и устремлениями.
Заметим, что Европа как раз кончается там, где начинается Грузия, но дело не в этом, в конце концов, даже Иран можно притянуть в Евросоюз, если там вдруг с политическим режимом в Тегеране что-нибудь произойдет. Как считают эксперты «Yтра» по Северному Кавказу, реверансами в сторону Европы Грузия желает минимизировать для себя последствия так называемого «косовского прецедента», поскольку этот самый прецедент может оказать весьма серьезное влияние на процесс урегулирования двух давних конфликтов – абхазского и южноосетинского.
Впрочем, вернемся к конституционным изменениям. В соответствии с ними, выборы президента и парламента, а также властей Аджарской автономной республики состоятся одновременно, в конце 2008 года. Кроме того, президент страны больше не является председателем Совета юстиции и больше не назначает (и не освобождает) судей от занимаемых должностей.