Он уточнил, что если человек, страдающий психическим заболеванием, признан дееспособным, снимать с выборов его не будут. Однако избиратели должны знать такую информацию о кандидате.
Как сообщают «Известия», поправки предполагается внести в три закона: № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», № 19 «О выборах Президента Российской Федерации», а также № 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Сенатор напомнил, что в законе «Об основных гарантиях избирательных прав» есть положение, согласно которому кандидаты в депутаты или на другие выборные должности должны информировать избирателей об имеющейся у них судимости, даже погашенной. Однако закон не обязывает кандидатов предупреждать избирателей о наличии у них нарушений психики или пристрастия к алкоголю, «хотя очевидно, что член законодательного органа, губернатор, мэр, страдающий психическим расстройством, своими действиями может нанести серьезный, зачастую непоправимый вред как обществу в целом, так и конкретным гражданам».
«Когда субъекту правовых отношений предоставляются некие полномочия, реализация которых затрагивает права и свободы других лиц, в любом обществе считается нормой предъявлять определенные требования к состоянию психического здоровья такого субъекта», — пояснил Беляков. Он пояснил, что в соответствии с действующим законодательством лицо, страдающее психическим расстройством, может заниматься разработкой законов, участвовать в принятии важных политических и социально-экономических решений.
«Подобное положение законодательства не будет являться ограничением пассивного избирательного права, но создаст необходимые условия для информирования избирателей о наличии подобных проблем со здоровьем у того или иного кандидата», — заключил парламентарий.
Перед разработкой законопроекта нужно было посоветоваться с экспертами, считает психиатр-нарколог Медицинского центра «Норма» Жанна Кондратьева. «Это на бумаге кажется просто: пришел человек вменяемый, получил справку и пошел дальше, а на деле могут возникнуть нюансы. Например, человека выгодно убрать из политической борьбы, тогда ему и справку дадут соответствующую. Или брал кандидат в юности справку, чтобы в армию не идти, а теперь участвовать в выборах не может, — сказала врач. — Но меня беспокоит и вот какой момент: даже если человек проходит лечение у психиатра, это не значит, что он ненормальный и опасный. Это в большинстве случаев вменяемые люди, они активно общаются и работают».
Она напомнила, что в России вообще к психиатрическим диагнозам относятся очень непросто. «Например, бывший мэр Торонто Роб Форд, находясь на посту, регулярно напивался и дебоширил. И в итоге сам захотел лечиться, все это публично, прошу заметить. У нас подобное вряд ли возможно: человека просто заклюют», — считает Кондратьева.
Член комитета Госдумы по охране здоровья граждан Сергей Фургал считает документ популистским. «Не думаю, что законопроект пройдет, поскольку он требует внесения изменений в Конституцию. Даже если человек стоит на учете, он не лишен конституционных прав. Поэтому предложение странное. И ради чего в таком случае оно нужно, если снимать все равно никого не собираются? Это просто популизм и возможность надавить на кого-то неугодного, вот и все», — сказал он «Здоровью Mail.Ru».
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый человек на Земле уже страдает теми или иными психическими расстройствами, а каждый четвертый встретится с ними в течение своей жизни.