— Потенциальные пользователи сервиса — ученые, исследователи, госслужащие и правоохранительные органы. Они смогут узнавать о подготовке несанкционированных митингов задолго до того, как информация об этом появится в СМИ, — говорит Венедиктов. — Каждая соцсеть — Facebook, «ВКонтакте», ЖЖ и Twitter — будет мониториться по-разному. Например, в ЖЖ внимание будет уделяться текстовым сообщениям и комментариям отдельных блогеров, а в Facebook и «ВКонтакте» — количеству лайков и репостов в группах экстремистской направленности.
Идея была позаимствована у арабских коллег — египетские ученые летом 2013 года исследовали хэштеги и репосты в Twitter в период свержения президента Мухаммеда Мурси.
— Коллеги тогда изучили около 20 тем происламской направленности в соцсетях — в это время в стране появились политические и религиозные разногласия, — делится директор центра. — Они смогли спрогнозировать протесты — количество репостов и комментариев возрастало с каждым часом, а в поисковике резко увеличились количество хэштегов «убить Мурси». Большинство активистов начали писать о предстоящем митинге и о его местоположении. Почти за неделю до происшествия правоохранительные органы уже обладали полной информацией. Мы же решили, опираясь на опыт коллег, мониторить не только Twitter, но и все самые популярные соцсети.
По словам Венедиктова, система может заработать уже в начале осени этого года.
— Сейчас мы стоим перед серьезной кибернетической угрозой — мобилизации протестных активистов в России силами, находящимися за рубежом, — считает он. — Всё это требует от нас принятия активных и безотлагательных мер по созданию российской системы мониторинга социальных сетей и программного обеспечения, которое может заранее предупреждать российское общество о надвигающихся угрозах.
Идею поддержал депутат Госдумы, зампред комитета по делам общественных объединений Александр Тарнавский.
— Я за то, чтобы в условиях нынешнего гражданского общества было как можно больше разумных инструментов, чтобы выявлять негативно настроенных — перевороты обычно делаются узкими кругами. Так как мы идем по цивилизованному пути, мы должны развивать такие системы, — считает парламентарий.
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников полагает, что работа базы не даст реальных результатов.
— Сомневаюсь, что такая разработка справится с поставленной задачей, — считает эксперт. — Если митинг объявляется, к примеру, за час до начала, система может просто не успеть оповестить правоохранительные органы. Ведь держатели проекта должны будут сначала проверить достоверность информации, затем отправить данные в органы, которые должны будут также согласовать свои действия. Такими темпами акцию предотвратить не удастся.
Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов опасается, что данные системы окажутся в руках мошенников или ее будут использовать в своих целях радикалы, устраивающие беспорядки.
— Важно, чтобы разработка не попала в руки злоумышленников, которые могут рассылать ложные сведения, — делится эксперт. — Нельзя исключить, что информация о несуществующих митингах будет направляться в МВД, чтобы отвлечь полицию от какой-то серьезной акции или протеста в другой точке.
Случаев, когда на митинги собирались с помощью соцсетей, множество. Так в декабре 2011 года 2–10 тыс. человек собрались на Чистопрудном бульваре в Москве после выборов в Госдуму под лозунгами «Вернем стране выбор!», «Вернем народу власть!». Акция состоялась благодаря распространению информации в ЖЖ, Twitter и Facebook.
В мае 2012 года оппозиционеры собрались у памятника казахскому поэту Абаю Кунбаеву на Чистых прудах в столице, акция получила название и хэштег #ОккупайАбай. Благодаря тому, что информацию о мероприятии активно распространили в социальных сетях, на следующий день к памятнику пришло около 2 тыс. человек.
На прошлой неделе Роскомнадзор направил руководству блог-платформы Twitter запросы, в которых требует раскрыть информации о посещаемости страниц 108 блогеров-экстремистов, а также удалить информацию, носящую экстремистский характер. Однако процесс предоставления информации по этим пользователям, так же как и по удалению негативного контента, затягивается руководством Twitter. При этом руководство Роскомнадзора отмечает, что обращения властей США блог-платформа исполняет в кратчайшие сроки — только в этом году соцсеть раскрыла данные 2,5 тыс. своих пользователей по запросам американских властей.
В России несанкционированные акции запрещены федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке соответствующего уведомления влечет наложение штрафа на граждан в размере 20–30 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 50 часов; на должностных лиц — 20–40 тыс. рублей; на юридических лиц — 70–200 тыс. рублей.