О запланированном на 1 июня совещании у премьер-министра, посвященного оптимизации неналоговых платежей и дополнительных требований к бизнесу, на прошлой неделе сообщал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Итоговый перечень предложений Минэкономразвития направило в правительство 29 мая. Он оказался в распоряжении РБК.
В списке 20 пунктов, в отношении них предлагается ввести мораторий до 1 января 2019 года. Суммарная оценка экономии для предпринимателей от такой меры оценивается министерством в 1,8 трлн руб. в год.
Наиболее дорогостоящим послаблением для бизнеса Минэкономразвития считает предложение перенести на 2019 год расходы на выполнение требований по транспортной безопасности. Они оценены в 1,2 трлн руб. (см. врез). Еще в 351 млрд в год оценена отмена платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Еще один сбор предлагается сократить. С 15 ноября 2015 года в России начнет действовать новый «дорожный сбор». За 1 км пройденного пути по федеральным дорогам с грузовика разрешенной максимальной массой свыше 12 т придется заплатить 3,73 руб. Дополнительная нагрузка на бизнес оценена в 50 млрд руб. в год, рост стоимости перевозок — от 2 до 20% дополнительно к уже имеющемуся росту тарифов, которые с начала года по конец марта и так выросли до 15%. Минэкономики предлагает ограничиться минимальным размером платы в 64 копейки.
Мораторий может быть также распространен на внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в розничной торговле. Представитель Росалкогольрегулирования не скрывал удивления, узнав о наличии такого предложения. В ведомстве с такими предложениями не знакомы, сказал он РБК.
По действующему законодательству обязательный учет проданного в розницу алкоголя начинается с 15 июля 2016 года. В документах к совещанию указано, что разовая финансовая нагрузка оценивается экспертами на уровне 5 млрд руб., а дополнительные расходы на обслуживание системы — не менее 2 млрд руб. в год.
По этому вопросу однозначного мнения у участников отрасли нет, говорит источник РБК в руководстве АКОРТ (ассоциация объединяет крупнейшие российские сети). По его словам, принятие решения отложить ЕГАИС для розницы выглядит правильно, но ряд компаний, участвуя в пилотном проекте, уже вложили средства в программу и к концу года их точки будут полностью оборудованы. С другой стороны, большинство компаний еще не готовы внедрять ЕГАИС, сказал представитель ассоциации.
В списке сохранилось предложение о моратории на один из самых резонансных сборов — торговый, его с 1 июля 2015 года собираются ввести власти Москвы. Еще 29 мая чиновники финансово-экономического блока правительства рассказывали РБК, что он из окончательной версии исключен. Оценка ущерба для предпринимателей столицы от этого сбора оценивается в 2 млрд руб. До 2019 года предлагается провести дополнительный анализ его целесообразности и подготовить механизмы его администрирования (если решение о введении все же будет принято).
Как тасовали платежи
Первый доклад об оптимизации неналоговых платежей Минэкономразвития представило в Белый дом в начале апреля 2015 года. В той версии значилось значительно больше платежей. Список готовился рабочей группой министерства, в которую входили и представители бизнес-объединений.
Как рассказал РБК источник в правительстве, последний вариант списка дорабатывался уже на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова. 27 мая на встрече членов правительства с Владимиром Путиным Шувалов объяснял необходимость моратория тем, что «пока мы не наблюдаем устойчивого экономического роста» и «многие компании себя чувствуют не самым лучшим образом».
Представленный Медведеву вариант перечня претерпел существенные изменения по сравнению с апрельской версией. Теперь на весь перечень предлагается распространить мораторий, ранее предлагалось распространить его только на часть платежей. Срок моратория назывался меньше — до 1 января 2018 года.
Из апрельского доклада в его последней версии сохранилось лишь 13 платежей. Документ оказался дополнен новыми семью платежами, еще 17 в таблицы Минэкономразвития не попали.
В РСПП последнюю редакцию перечня еще не изучили. Источник, близкий к бюро правления союза, сообщил РБК, что итоговые предложения и аргументацию Минэкономразвития бизнес будет обсуждать также в понедельник, 1 июня.
Самые дорогие платежи, на которые предлагается ввести мораторий
Расходы на выполнение требований по транспортной безопасности
Ожидаемая экономия: 1160 млрд руб.
Закон «О транспортной безопасности» дает правительству право вводить обязательные требования для перевозчиков по обеспечению транспортной безопасности, в том числе к антитеррористической защищенности объектов. Для бизнеса это означает два вида издержек: собственно на соблюдение требований безопасности и на подготовку и аттестацию нести за это ответственность.
В марте 2015 года правительство внесло в Госдуму законопроект, который переносит срок выполнения таких требований до 1 января 2017 года, но только если они касаются перевозки населения. Предлагается не ограничивать мораторий только этой категорией транспорта, распространив его также на авиацию, речные и морские перевозки, а также продлить его до 1 января 2019 года.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Ожидаемая экономия: 351 млрд руб.
Минприроды сформулировало критерии, предназначенные для определении классов опасности отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду. Приказы о них еще не зарегистрированы в Минюсте, и есть поручение правительства их доработать. Приказы вводят новые критерии для классификационного каталога отходов. Проблема в том, что этот каталог до сих пор не сформирован, хотя работы по его созданию ведутся с 1998 года и компании уже потратили несколько сотен миллиардов рублей, а теперь фактически предлагается все начать с чистого листа. Дополнительные расходы на эти мероприятия оцениваются в 351 млрд руб. без учета затрат на получение разрешительных документов, в то время как, например, в 2012 году плата за размещение отходов составила всего 14 млрд руб. Предлагается не пересматривать классификацию до 1 января 2019 года и отменить приказы Минприроды.
Дополнительные страховые взносы в Фонд страхования вкладов
Ожидаемая экономия: 112 млрд руб.
В конце 2014 года был принят закон, который дифференцирует ставки взносов в Фонд обязательного страховании вкладов: вводится дополнительная ставка (в размере до 50% от базовой) и повышенная (до 500% от базовой). С 1 июля 2015 года они начинают применяться для взносов в зависимости от величины максимальных ставок по вкладам, с 1 января 2016 года — также в зависимости от показателей устойчивости банков. Это может привести к росту процентных ставок по депозитам, что усугубляется банковской чисткой и тем, что меры государства по повышению ликвидности банков «касаются лишь небольшого числа крупных банков». Если не ввести мораторий до 1 января 2019 года, частные банки будут вынуждены увеличить затраты на 28 млрд руб. в квартал, что приведет к снижению капитала частных банков из топ-50 в среднем на 1,5%, а бюджет потеряет 14 млрд руб. в квартал поступлений налога на прибыль.
Оплата резерва сетевой мощности
Ожидаемая экономия: 100 млрд руб.
Минэнерго придумало, как компенсировать энергетикам отказ компаний от использования мощности: в дополнение к уже оплаченной стоимости услуг по передаче электроэнергии предлагается обязать потребителей компенсировать разность между фактическим потреблением и максимальной мощностью по документам о техприсоединении. При этом в тарифе на передачу энергии уже сейчас учтены расходы сетевых организаций. Только черная металлургия потеряет на этом порядка 16 млрд руб. в год, вся экономика — более 100 млрд, причем дополнительные расходы одних компаний не будут компенсированы сокращением расходов других, а сетевые компании не будут нести никаких дополнительных расходов. Это фактически субсидирование сетевых организаций, поэтому предлагается продолжить работу над предложениями министерства, но так, чтобы они не реализовались раньше 1 января 2019 года.
Экологический сбор
Ожидаемая экономия: 100 млрд руб.
В конце 2014 года законодатели ввели понятие экологического сбора — компании должны уплачивать его, если сами не утилизируют свои товары. По проекту постановления правительства, которое регламентирует расчет суммы сбора, его ставка может составить от 1,5 до 4,5% от себестоимости продукции. Но «пока нет условий для сбора, переработки и использования даже 10% перечисленных видов отходов», говорится в материалах Минэкономразвития. Введение сбора приведет к росту цен на товары массового спроса, включая продукты питания, в среднем на 3–15%, а бизнес будет вынужден дополнительно тратить не менее 50–60 млрд руб. в год без учета косвенных издержек. Предлагается ввести следующий мораторий: до 1 января 2019 года установить нулевую ставку сбора и нулевой норматив утилизации для всех товаров, кроме аккумуляторов, шин и бумаги (для них норматив утилизации — не более 5–10% от объема выпуска).
До этого тема с неналоговыми платежами обсуждалась на закрытой встрече Владимира Путина с главами бизнес-организаций на прошлой неделе на форуме «Деловой России» — президент сам затронул эту тему на пленарной сессии. «На закрытой встрече мы предложили систематизировать подход к неналоговым платежам по принципу того, как сейчас делается с налоговыми, — принципы описаны в Основных направлениях налоговой политики», — рассказал РБК один из участников встречи с Путиным.
Неравное удаление
О 17 исключенных платежах чиновники не забыли окончательно — шесть из них упоминаются в документах Минэкономразвития к совещанию отдельно. Речь, в частности, идет об авторском сборе за фонограммы и аудиовизуальные произведения и страховых взносах во внебюджетные фонды. Ранее механизм администрирования первого предлагалось доработать, а по вторым — вернуться к ситуации 2014 года (с 2015 года, в частности, выросли отчисления в ФОМС). В документах статус этого списка подробно не разъяснен.
Бизнес беспокоит существование отдельного перечня платежей, позиция по которым не сформулирована. «Мы уже представляли по ним свою позицию и аргументацию», — говорит источник в РСПП. Он не исключает, что предприниматели будут добиваться пересмотра списка, после изучения аргументации по каждому пункту. Представитель Минэкономразвития отказался подтверждать и комментировать содержание документов.
Итогом сегодняшнего совещания может стать уточнение списка платежей, на которые может быть распространен мораторий до 2019 года. Кроме того, Минэкономразвития может быть поручено подготовить «дорожную карту» по снижению неналоговой нагрузки на бизнес, «в том числе с учетом ранее представленных предложений». Один из участников обсуждения поправок в РСПП полагает, что отдельный список платежей, по которым в правительство не представлена позиция, и есть попытка сохранить вопросы в повестке дня.
Петр Нетреба, Яна Милюкова при участии Анны Левинской и Дениса Пузырева