Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР на основании постановления президиума Верховного совета РСФСР от 5 февраля 1954 года, указа президиума Верховного совета СССР от 19 февраля и закона СССР от 26 апреля.
При этом, согласно статье 33 Конституции РСФСР в действовавшей тогда редакции, президиум Верховного Совета РСФСР не был наделен полномочиями по рассмотрению вопросов об изменении территориального состава союзной республики. Такое решение могло быть принято только Верховным Советом РСФСР.
Соответственно, решения президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР о передаче Крымской области не соответствовали Основным законам РСФСР и СССР, отмечает Генпрокуратура.
21 мая 1992 года Верховный Совет РФ признал постановление президиума Верховного Совета РСФСР от 2 февраля 1954 года принятым с нарушением Конституции РСФСР и не имевшим юридической силы с момента принятия.
При этом город Севастополь указом президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр и отнесен к категории городов республиканского подчинения.
Как отмечает ведомство, в силу особого административного статуса Севастополь остался под юрисдикцией РСФСР, несмотря на передачу в 1954 году Крымской области в состав УССР. 9 июля 1993 года Верховный Совет РФ подтвердил российский федеральный статус Севастополя в границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года.
Крым и Севастополь вошли в состав России в марте 2014 года. Это решение поддержали на референдуме более 95 процентов жителей полуострова, принявших участие в голосовании. Украина считает референдум незаконным и называет Крым и Севастополь «оккупированными территориями».