«Москва никогда не спит» ирландца Джонни О'Райлли примечательна двумя новеллами. В одной умирающего от рака известного артиста в исполнении Юрия Стоянова буквально берет в заложники развеселая компания гопников, в другой же режиссер с помощью Михаила Ефремова и Анны Гуляренко несколькими штрихами рисует драму множества российских семей, зажатых в тесных панельных квартирках и властно-подчиненных отношениях. Картина входит в фестивальную программу «Копродукция», которая в этом году стала конкурсной.
В этой же подборке и участник Международного фестиваля в Локарно «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе. Картину впервые показали вне конкурса на «Кинотавре». Немногословная, почти документально снятая история бывшего военного сербского генерала, вынужденного годами скрываться от правосудия, иногда прерывается записью подготовительного процесса. Сам режиссер проходит по декорациям, репетирует движения главного героя, нарушая плавный ход повествования. Несмотря на необычную структуру, ритм фильма затягивает зрителя и заставляет напряженно следить за трансформацией героя.
«Вакантна жизнь шеф-повара» вряд ли удивит киноманов оригинальным сюжетом. Некая контора под видом фотоателье продает возможность пожить чужой жизнью. Схема вживления в чужое тело не очень ясна, но смутно напоминает микс хирургической операции и манипуляций из «Вечного сияния чистого разума». Герой Петра Федорова не прочь пожить жизнью шеф-повара, пока жена в отъезде, но, когда она возвращается раньше срока, персонаж осознает, что его жизнь занята и получить ее обратно не очень просто. Дебютный полнометражный фильм Рустама Ильясова легко смотрится и поднимает важную проблему: как часто мы завидуем другим и мечтаем поменяться местами с более успешными людьми, вместо того чтобы ценить свою собственную жизнь?
Об «Ангелах революции» писалось во время «Кинотавра» и Одесского международного кинофестиваля. Это абсолютно самобытная картина, которую не стоит пропускать поклонникам стиля Алексея Федорченко и всем, кто интересуется российским кино. Напомним, на Международном кинофестивале в Риме, где состоялась премьера картины, Федорченко получил награду «Марк Аврелий будущего» за поиски в области оригинального киноязыка. На фестивале «Окно в Европу» картину покажут в рамках программы «Выборгский счет», победителя в которой выбирают зрители.
В рамках программы «Выборгская премьера» состоится показ полюбившегося критикам фильма «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Картина вошла в конкурс Московского международного фестиваля, однако, к всеобщему удивлению, не получила ни одной награды. Простой сюжет о дружбе русского рабочего и немецкого инженера накануне войны зрителям сложно прочитать в первые полтора часа, но об этом фильме точно еще долго будут спорить.
В основную конкурсную программу смотра также вошли фильмы «Развод по собственному желанию», «Последняя ночь», «Давай меняться», «Душа шпиона», «Клинч», «Норвег», «Побег из Москвабада», «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе», «Реверберация», «Училка» и «Фин».