Внимание к учебнику за авторством Анатолия и Татьяны Никитиных привлекла литературный критик Анна Наринская, которая опубликовала цитату из него в фейсбуке. К ней пришел сын и зачитал эту фразу, которая показалась ей возмутительной.
«Представьте себе человека с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Говоря иначе, он не является личностью», — говорится в учебнике для восьмиклассников.
В комментариях другие родители начали заглядывать в аналогичные учебники своих детей и тоже находили там эту цитату.
Критик продолжила находить в учебнике сомнительные утверждения. На одной из страниц авторы учебника давали советы о том, как вести себя мужчине и женщине.
«Мужчина, даже если он еще учится в школе, хочет быть настоящим мужчиной, умным и сильным. Девушка, пусть ей еще совсем немного лет, уже догадывается, что настоящая женщина симпатична, элегантна, с упругой спортивной походкой, уверенным взглядом», — цитирует Наринская.
Запись Анны привлекла внимание крупных СМИ и даже телеканалов. В новостном выпуске «России 24» заявили, что школьники остались без учебников из-за фрагмента текста, который и «спорным не назовешь». Телеканал выяснил, что учебник с момента написания был переиздан 13 раз и прошел три экспертизы, в ходе которых этот пассаж ни у кого вопросов не вызвал.
«Получается, что российские подростки учились идентифицировать женщину по упругой походке, а личность по наличию справки от врача. И всё это на школьных уроках», — подытожила ведущая.
На сайте издательства «Дрофа», выпустившего учебник, появилось сообщение об остановке его продаж и направлении на дополнительную экспертизу.
«Автор учебника – Анатолий Федорович Никитин – ушел из жизни, однако наше издательство не снимает с себя ответственности за выпускаемую продукцию, будь то учебная, художественная или прикладная литература», — говорится в сообщении издательства.
Второй автор книги, Татьяна Никитина, ранее работала в должности заведующей редакцией истории и обществознания издательства. Комментировать скандал она отказалась.