Цель «Всемирного дня качества» — привлечение внимание мировой общественности к проблеме качества, активизация деятельности, направленной на повышение качества и безопасности для человека товаров и услуг, окружающей среды, а также степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.
Анализируя причины обращений потребителей, следует отметить, что 70-80% жалоб связаны с продажей товаров с недостатками и оказанием услуг ненадлежащего качества.
При осуществлении контрольно-надзорной деятельности специалисты Управления большое внимание уделяют контролю и надзору за качеством и безопасностью товаров. Кроме того, по результатам проведённых проверок были выявлены нарушения, связанные с непредставлением надлежащей информации об изготовителях, исполнителях, продавцах и о товарах, работах, услугах, ненадлежащим оформлением сделок, включением в договоры условий, ущемляющих права потребителей, введением потребителя в заблуждение относительно свойств товаров, сроков оказания услуг, не предоставление документов, подтверждающих соответствие товаров (деклараций, сертификатов о соответствии) и др.
Важным направлением работы является контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами требований технических регламентов. В настоящее время Роспотребнадзору подконтрольны 19 технических регламентов Таможенного союза по безопасности продукции. За 9 месяцев 2015года по данному направлению работы проведено 3114 проверок, что на 19,4% больше аналогичного периода прошлого года. По результатам проведённых проверок составлено 663 протокола (в 2,2 раза больше уровня прошлого года), по которым наложены штрафы на сумму 5239,9 тыс.руб. против 1262,3т.р за 9 месяцев 2014 года.
«Чаще всего продавцами товаров нарушаются требования статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающей права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Продавцами нарушается право потребителя на выбор требования, безосновательно отказывается в удовлетворении требования на обмен товара с недостатком, в расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, не соблюдаются сроки удовлетворения требований, не проводится проверка качества и/или экспертиза товара. Наиболее проблемной группой товаров с точки зрения нарушенного права являются технически сложные товары бытового назначения», — отметила начальник отдела защиты прав потребителей Н.К.Цветкова.
Наибольшее количество жалоб на ненадлежащее качество выполненной работы (оказанной услуги) касалось услуг по изготовлению и установке мебели, оконных и дверных блоков, ремонту компьютерной техники, сотовых телефонов, радиоэлектронной и фото и видеоаппаратуры. Потребители в своих обращениях в Управление чаще всего жаловались на нарушение сроков оказания услуг и устранения недостатков, оказание услуг ненадлежащего качества, повреждение (порчу) вещей потребителя при проведении ремонта. Не все потребители знают, что недостатки выполненной работы (оказанной услуги) устраняются в разумные сроки назначенные потребителем.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (10-дневный срок).