Минкомсвязь в 2015 году выделило на помощь разработчикам 3 млрд руб. По словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, в дальнейшем эта сумма может быть увеличена. Программу подобной поддержки планируется вести в течение 10 лет. Компании будут получать средства не напрямую, а через некоммерческие объединения (НКО), посвященные разработке определенной категории софта. Ведомство намерено отправлять заявки на выделение грантов из фонда только в тех случаях, если они будут получены от рабочих групп по разработке критических видов софта при министерстве. Также министерство планирует создать реестр отечественного ПО и обязать госструктуры и компании с госучастием закупать софт только из этого перечня.
Мнения представителей отрасли относительно разработанной минкомсвязью программы импортозамещения разделились. "Трата государственных средств для замещения иностранного программного обеспечения в государственных организациях на отечественное, на мой взгляд, не является правильной целью. Оценив преимущества высокого курса доллара, необходимо поставить цель развития конкурентоспособной в мировом масштабе ИТ-отрасли. Для этого нужно создать все необходимые условия для компаний-разработчиков, поддержать их выход на зарубежные рынки так, чтобы отечественное ПО стало действительно самого высокого уровня. Примерно такая цель является правильной. В этом случае госорганам не придется выкручиваться, обосновывая в очередной раз закупку иностранного ПО, потому что наше "реально не тянет". Проблема только в том, что второй подход — это задача на десятилетие, а сейчас сложно реализуем даже бюджет на один год", — считает генеральный директор компании "Облакотека" Максим Захаренко.
"Минкомсвязь активно и быстро взялась за работу. И, надо признать, уже добилось первых результатов: принят подготовленный министерством закон, дающий преференции отечественному ПО при госзакупках. Это очень хорошо, но мало. Такой шаг, если не будет комплексного подхода в развитии отечественной ИТ-отрасли, может сыграть "злую шутку". И мы получим "Москвичи" и "Жигули", но не на дорогах страны, а на компьютерах чиновников. И сильно отстанем от мирового опыта и рынка, станем неконкурентными. ИТ-рынок глобальный, так устроен этот бизнес изначально. Если мы хотим развивать отечественное ПО, надо целиться выше — на завоевание клиентов в мире, а не только у себя в стране", — считает партнер компании AT Consulting Дмитрий Васильев.
Комиссия Госдумы по развитию стратегических информационных систем предлагает госорганам закупать вместо проприетарного ПО аналоги на свободном программном обеспечении (СПО). Но СПО также имеет свои недостатки — в нем регулярно находят уязвимости, то есть наличие исходного кода дает безопасность только потенциально, но фактически — нет. "Преимущества такого вида продуктов в том, что реализация прикладных и обеспечивающих систем на основе СПО зачастую дешевле по сравнению с проприетарными как в создании, так и в эксплуатации. Основная причина — в размере лицензионных отчислений или их полном отсутствии при использовании софта с открытым исходным кодом. Как правило, в этом случае оплачиваются только услуги по разработке/внедрению, а также техническая поддержка, — объяснил руководитель направления инфраструктурных решений компании "КРОК" Иван Шумовский. — Переход госорганов на СПО создаст некоторый дополнительный спрос на услуги по разработке, внедрению и технической поддержке, которые могут быть оказаны российскими компаниями, а значит, деньги останутся в стране, что соответствует концепции импортозамещения".
Заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко уверен, что непременной составляющей ИТ-импортозамещения для России является использование высококачественного универсального, свободно распространяемого продукта с открытой лицензией: "Отказ от зарубежных составляющих не производится, более того, используются лучшие решения с учетом всех необходимых требований безопасности, но без изоляции от мировых технологических достижений. Ведь смысл создания импортозамещающих продуктов — не временная замена западных аналогов, а развитие собственной экосистемы, отрасли, которая воспроизводила бы сама себя и совершенствовала качество продукта. Таким образом речь идет скорее не об импортозамещении, а о российской конкурентоспособности на мировом рынке в рамках технологической независимости".
Если российские разработчики еще могут соперничать с иностранными коллегами в части разработки ПО, то в сфере комплектующих полный отказ от зарубежной продукции в ближайшее время невозможен. "Мы не обладаем правами на ряд технологий, а права на их использование в ряде случаев нам не продают. И это даже не вопрос денег. Есть примеры, когда Россия готова была приобрести права на ряд технологий и купить готовые фабрики по производству необходимых комплектующих, но от партнеров был получен отказ, — рассказал руководитель Департамента маркетинга РДТЕХ Владимир Сизых.
Сейчас полное замещение импорта в ИТ невозможно. На создание альтернативных западным решениям продуктов, как софта, так и железа, уйдет немало времени. Закрывшись в одной стране, невозможно создать то, что традиционно рождалось в конкурентной среде. Начать нужно с понимания, какие варианты есть у заказчика.