О том, что 4 ноября в стране прошли «Русские марши» под лозунгами защиты прав русских, слышали 28% опрошенных, а 65% узнали об этом впервые. При этом о шествии «Мы едины!», проходившем в этот же день в Москве в поддержку единства российской нации и политики властей, были осведомлены 33%, 59% не слышали об этом.
Больше всего о проведении «Русских маршей» соотечественники были осведомлены в 2010 году — 31%, а меньше всего — в 2007-м (16%).
Положительно к идее проведения «Русских маршей» отнеслись 30% опрошенных и столько же — отрицательно, большинство респондентов (40%) воздержались от ответа. Наибольшее одобрение этого мероприятия наблюдалось в 2013 году — 40%, а меньше всего идея его проведения нравилась народу в 2006 году — 14%.
Как отметила социолог «Левада-центра» Карина Пипия, за последние 2 года положительное восприятие такого мероприятия, как «Русский марш», держится на достаточно низком, практически минимальном уровне.
— Это связано с тем, что ультранационалистическая повестка, набиравшая силу в 2013 году, несколько сместилась — поменялись объекты неприязни. И вообще внутри движения наблюдается сильная разобщенность. Если раньше в Москве проходил один крупный марш, то сейчас их уже несколько. Организаторы не могут договориться между собой и собраться в единую силу, чтобы привлечь к себе внимание. Наши последние данные по протестной активности показывают, что в целом среди населения готовность выходить на улицу с острыми политическими требованиями и протестовать не выражена, — сказала Карина Пипия.
Социолог также отметила, что среди москвичей узнаваемость «Русского марша» вдвое выше, чем в провинции (о его проведении слышал 51% жителей столицы, среди жителей сел этот показатель достигает 25%). Похожая картина наблюдается и по отношению к узнаваемости шествия «Мы едины!». О нем слышали 65% москвичей против 33% в целом по стране.
— Мы видим, что проправительственные акции и лозунги декларативно поддерживаются заметно чаще, чем ультранационалистические. Не стоит забывать о том, что до сих пор доверие к российской власти держится на очень высоком уровне. Но с другой стороны, одно дело говорить о поддержке шествий и лозунгов и совсем другое — поддерживать не на словах, а принимать непосредственное участие в этих мероприятиях. Здесь, безусловно, всегда существует разрыв между «да, одобряю» и «готов ради этого что-то делать», вторых — всегда меньше, — добавила социолог.
По ее словам, идея защиты прав русских, которая активнее звучала 2 года назад, постепенно сходит на нет. Вместе с тем дальнейшее развитие сирийской кампании, теракты со стороны ИГИЛ могут привести к росту исламофобии среди части населения.
— В прошлом году это была украинская тематика. В связи с этим властям следует быть более внимательными и осторожными, чтобы предупредить возможные конфликты на религиозной почве (или преподносимые как таковые), ведь среди жителей России значительное число граждан, исповедующих ислам, — отметила Карина Пипия.
«Русские марши» представляет собой ежегодные шествия и митинги представителей русских националистических организаций и движений в различных городах России и стран СНГ. Приурочены они ко Дню народного единства, 4 ноября.
Первый «Русский марш» прошел в 2005 году, через год после учреждения Дня народного единства.