По данным следствия, Ходорковский, являясь акционером и председателем правления нефтяной компании «Юкос», в 1998-1999 годах поручил подчиненным ему сотрудникам компании Невзлину и Пичугину, а также другим лицам убийство мэра Нефтеюганска Петухова и предпринимателя Рыбина, чья служебная деятельность противоречила интересам «Юкоса». Для следствия совершенно очевидно, что эти преступления совершались с корыстными мотивами. Организовать убийство Петухова было решено в связи с его законными требованиями как мэра Нефтеюганска к нефтяной компании «Юкос» по возврату сокрытых от государства налогов. Покушение на предпринимателя Евгения Рыбина было связано с инициированными им исками к «Юкосу» по взысканию ущерба, причиненного незаконной деятельностью этой нефтяной компании.
Отмечу, что избрание меры пресечения после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого является стандартным процессуальным действием. И не важно, где скрывается обвиняемый в совершении особо тяжких преступлений – в России или за ее пределами, да хоть в Антарктиде – мы просто обязаны предпринять все предусмотренные законом меры для привлечения его к уголовной ответственности. И Следственный комитет действует в соответствии не только с нормами российского законодательства, но и международного права, а также руководствуется одним их главных принципов уголовного судопроизводства – неотвратимости наказания. И этот принцип должен распространяться на всех без исключения, а уж тем более на лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, таких как убийство и покушение на убийство.
За совершение этих преступлений уже осуждены Леонид Невзлин, Алексей Пичугин, Геннадий Цигельник, Евгений Решетников и Владимир Шапиро.
Михаил Ходорковский объявлен в международный розыск.