Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении акцизов на автомобильное топливо. По замыслу министров, это даст бюджету около 90 млрд рублей и при этом никак не отразится на расходах автовладельцев. «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», — с уверенностью заявил министр финансов Антон Силуанов.
Но это не единственное заблуждение правительства относительно ситуации с бензином в стране.
Автолюбители почувствуют
Утверждение Антона Силуанова не вызывает доверия по многим причинам. Хотя бы потому, что его уже успели оспорить (хотя и косвенно) антимонопольщики в лице главы ФАС Игоря Артемьева. Выступая на парламентских слушаниях, он заявил, что цены на бензин с 1 апреля вырастут на 2–3%: «Акцизы действительно прямо транслируются в цену, то есть введенный новый акциз прямо пойдет в цену. Но поскольку сегодня существуют другие ограничения, по платежеспособному спросу и так далее, не будет большого роста. Эти акцизы добавят к соответствующей цене процента два-три. То есть речь идет о том, что это будет не так ощутимо».
Расплывчатая формулировка «не так ощутимо», видимо, была призвана сгладить резкое заявление начальника управления регулирования ТЭКа в ФАС Дмитрия Махонина, сделанное не далее как 8 февраля. Махонин прямо сказал, что введение новых акцизов не даст ожидаемого результата. Оно способно привести к увеличению цен, спаду потребления и сокращению поступлений в федеральный бюджет. В связи с этим ФАС считает эту идею несвоевременной. Как видим, ведомству хватило недели для того, чтобы радикально пересмотреть свою позицию.
Методом тыка
Надо сказать, в вопросах о бензине и ценообразовании на него наши чиновники всегда блуждали в трех соснах. Автомобилисты уже привыкли к тому, что прогнозы по росту цен у разных ведомств запросто могут отличаться в полтора-два раза, и какая за ними стоит математика, остается только гадать. Так, заместитель Силуанова Юрий Зубарев заявил, что «рост цен на бензин до конца этого года будет в пределах индекса потребительских цен». «[Рост цен] не будет превышать индекс потребительских цен, а будет даже ниже, — сказал чиновник на парламентских слушаниях. — Ожидаем, что рост цены составит порядка 5%». А вот заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов «ожидает» уже 10%. А какая, в сущности, разница? Никто ведь не несет ответственности за свои слова: прогнозируй — не хочу, все равно все можно свалить на резко изменившуюся экономическую конъюнктуру.
Меж тем конъюнктура топливного рынка в России, какой бы она ни была, всегда почему-то складывается отнюдь не в пользу простых потребителей. Неизвестно, куда в это время смотрел г-н Силуанов, однако, пока нефть на мировых рынках дешевела (по приблизительным подсчетам, на 20% за последние полгода), бензин в России, даже по официальным данным, дорожал (плюс 5% за аналогичный период). Как же так вышло? Чиновники не говорят. Копаться в прошлом и поводить количественные итоги своей работы совсем не так приятно, как рассуждать о будущем и тыкать в небо пальцем, даже не стараясь куда-то попасть.
Полностью материал можно прочитать на сайте Русская планета