Разные уровни абстракции
Исследователи из Дартмутского колледжа совместно с коллегами из Университета Карнеги—Меллон попытались ответить на вопрос: влияет ли вид носителя (печатный или цифровой) на когнитивное конструирование. Это понятие описывает уровень абстракции, который человеческий мозг использует для интерпретации действий и событий.
Эксперименты
В рамках исследования ученые провели несколько экспериментов для оценки скорости принятия решений и глубины понимания текста. В каждом из них принимало участие 60-119 добровольцев в возрасте от 20 до 24 лет.
В одном из экспериментов группу разделили на две примерно равные части, и одним дали текст, распечатанный на бумаге, другим – ноутбуки с открытым pdf-файлом.
Участники, которые читали распечатанный текст, лучше отвечали на логические вопросы теста.
Уровень правильных ответов у них составил 66% против 48% у тех, кто читал с экрана. Однако детали лучше запоминали те, кто использовал ноутбук – 73% правильных ответов против 58% у добровольцев, которым предложили распечатанный текст.
Когда же участников попросили выбрать одно из четырех авто по характеристикам (при этом одна модель была объективно лучше других), с задачей успешно справились 66% добровольцев, которым дали распечатанную версию данных, и только 43% людей, читавших текст с экрана.
На следующем этапе эксперимент усложнили. Части добровольцев предложили до выбора авто выполнить задание на тренировку абстрактного мышления, остальным сразу дали таблицу. Те участники, которые прошли тренировку, показали более высокие результаты: 48% успеха против 30%.
Выводы
Мэри Флэнэгэн из Дартмутского колледжа отмечает, что цифровые устройства оказывают значительное влияние на познавательную способность людей.
Результаты экспериментов показали, что при чтении с экрана лучше запоминаются детали, с печатного носителя – картина в целом.
Итоги исследования, по мнению ученых, пригодятся при проектировании программного обеспечения.