Пятница, 22 ноября, 2024
0.8 C
Москва

Ученые ННГУ работают над созданием нейромобиля, управляемого сигналами головного мозга

Нижний Новгород. Сотрудники Национального исследовательского нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) показали полноразмерный макет нейромобиля, управляемого сигналами головного мозга. Это транспортное средство смогут вести люди с нарушением опорно-двигательного аппарата.
 
Нижегородские ученые выиграли грант Минобрнауки РФ и до конца 2019 года должны разработать экспериментальный образец вместе со специалистами тольяттинского Завода высокоточных деталей.
 
Руководитель лаборатории интеллектуальных биомехатронных технологий ННГУ Василий Миронов сообщил, что в первую очередь взят ориентир на людей, которые не могут самостоятельно передвигаться, вынуждены ездить на инвалидных колясках. Также потребителями смогут быть и пожилые люди, поскольку сейчас ведутся дискуссии относительно того, следует ли продлевать права для людей старше 60–70 лет.
 
Для разработчиков система управления с помощью сигналов головного мозга — вещь не новая. Они уже создали и показали, в том числе министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову и врио главы Нижегородской области Глебу Никитину, роботизированный экзоскелетонный комплекс "Илья Муромец". Экзоскелет позволяет людям с нарушениями опорно-двигательной системы самостоятельно двигаться, мысленно управляя конструкцией.
 
Миронов объяснил принцип действия, оказывается экзоскелет управляется с помощью ЭЭГ-сигналов. Это сигналы головного мозга, которые содержат в себе информацию о, например, воображаемых движениях человека. Стоит человеку подумать о совершении какого-либо движения, и этот сигнал транслируется в команды для экзоскелета. Трансформированную и дополненную версию похожего принципа управления планируется реализовать в системе нейроуправления автомобиля.
 
Но в случае с нейромобилем требования надежности значительно повышаются: любое некорректное движение транспортного средства может привести к ДТП. Поэтому ученым предстоит разработать дополнительные алгоритмы управления, помогающие водителю. Разработчики надеются, что руль в нейроуправляемом автомобиле вообще не потребуется.
 
Созданная система управления будет состоять из двух частей. Одна из которых будет анализировать дорожную обстановку, которая складывается вокруг нейромобиля, а другая будет связана с нейроуправлением. Так вот, система ассистирования, которая смотрит, что происходит вокруг, формирует перечень вариантов движения в сложившейся обстановке и представляет это пользователю с помощью различных инструментов дополненной реальности.
 
Например, если водителю нейромобиля понадобится перестроиться в другой ряд, машина должна рассчитать свободное пространство на дороге. С помощью дополненной реальности, например, появляющейся на дороге стрелки и дополнительного сигнала, система подскажет водителю доступный вариант движения.
 
Дальше человек фокусируется на этой задаче, и это приводит к изменениям в электроэнцефалограмме, которые детектируются системой нейроуправления. То есть получается, что последнее слово всегда остается за человеком. И он этот вариант принимает, убедившись, что нет никаких других препятствий, которые, например, система управления не могла учесть, — пояснил разработчик.
 
У разработчиков готов макет корпуса будущего нейромобиля, но это не окончательный его внешний вид. Главная задача ученых — сделать удобное средство передвижения для потенциальных потребителей. Целевые потребители этого нейромобиля готовы взаимодействовать, помогать в доработке именно под их нужды. Ведь разработчикам видны не все нюансы.
 
Перед испытаниями нейромобия в условиях города, он должен пройти через смоделированные на полигоне ситуации, которые могут произойти в реальности на дороге. Лишь когда ученые будут уверены в работе системы, индустриальный партнер проекта приступит к опытно-конструкторским работам и созданию собственно автомобиля.
 
Сейчас потенциальных потребителей волнует не только функциональность нейромобиля, но и возможность подзарядки в условиях российских городов. Разработчики рассчитывают, что запас хода на одной зарядке может составлять от 200 до 600 км.
 
По задумке разработчиков, нейромобиль можно будет зарядить от простой городской розетки за восемь часов, это удобно делать ночью.
Автомобилей для людей с нарушениями двигательных функций в России не производят. В мире, по словам разработчиков, есть только пять марок, которые адаптируют машины для такой категории водителей.
 
"Эти производители не предусматривают каких-либо дополнительных возможностей в системе управления, которые позволяли бы более удобное и простое управление транспортным средством. По идее, они сосредоточены на том, чтобы создать такой конструктив, такой корпус, который позволит человеку на коляске въехать в него и зафиксироваться там. Как таковой хитрой системы управления у них нет, и в этом случае получается, что мы не имеем даже каких-то близких аналогов", — поделился Миронов.
 
Стоимость стартовой комплектации нейромобиля нижегородских разработчиков составит до 1 млн рублей. Цена будет зависеть от разных характеристик машины — например, от длины пробега на одной зарядке, количества ведущих колес, по тем комплектующим, которые планируется использовать, ориентировочная стоимость должна быть в диапазоне от 550 до 900 тыс.


 
Инга Рассказова, ГИПОРТ

Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Рекомендуем

17 ценных советов от Карлоса Кастанеды

Мало что может сравниться с глубиной и эффективностью способов...

​Дети и уборка. 5 рабочих лайфхака для поддержания порядка

Если в доме появляется ребенок, особенно несколько, о порядке...

​Обзор кэшбэк-сервисов: анализируем и выбираем лучшие

Пожалуй, сейчас уже не осталось людей, которые не совершили...

Спирулина — бесценный дар природы

Спирулина - это сине-зеленная водоросль. Единственное растение на планете,...

Статьи по теме

Новое на ГИПОРТ

0
А что Вы думаете об этом? Ждем Ваш комментарий!x