За последние годы экономический форум в Давосе незаметно утратил былую роль парадной витрины РФ, предназначенной для ознакомления мировой общественности с протекающими в стране экономическими и социально-политическими процессами. Однако в январе 2007-го курортный городок в швейцарских Альпах вернул себе славу VIP-презентационной площадки современной России.
Безусловно, в ходе форума обсуждалась отнюдь не только российская тема. Участники мероприятия активно выступали с докладами и делились мнениями по актуальным проблемам современности, включая рассмотрение особо маргинальных моделей природных и социально-экономических катастроф общечеловеческого масштаба. И все же с самого начала форума было заметно, что «российская часть», намеченная на четвертый день мероприятия, интриговала присутствующих ничуть не меньше картин будущего вселенского апокалипсиса.
Ожидания оказались не напрасны. Создавалось впечатление, что, выступая перед измученной «загадкой преемника» мировой бизнес-элитой, первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев изо всех сил намекал собравшимся, что отгадка не так уж и трудна. Выступая на пленарной сессии «Пути развития современной России: сильные стороны, проблемы роста и перспективы», он говорил практически как действующий президент, что не могло не броситься в глаза как участников форума, так и представителей СМИ.
Учитывая специфику аудитории, акцент экономической части доклада делался на сохранении Россией приверженности либеральным принципам в экономике. Это, впрочем, не мешало докладчику ненавязчиво, но весьма настойчиво намекать собравшимся на то, что «энергетическая империя» – это всерьез и надолго. По большому счету, в ходе Давосского форума Дмитрий Медведев в сжатой форме презентовал миру предназначенный для «внешнего использования» вариант экономической программы нового президента РФ. Вот ее основные и наиболее интересные моменты: Россия намерена заниматься диверсификацией собственной экономики; по итогам 2007 г. она может выйти на первое место в мире по добыче нефти, обойдя многолетнего лидера – Саудовскую Аравию; страна сохранит четвертое место по производству электроэнергии и первое – по добыче газа; Россия прекратит экспортные поставки углеводородов на льготных условиях. До последнего времени выступать с подобными программными заявлениями мог позволить себе лишь президент. Поэтому главный месседж, заключенный в словах российского вице-премьера, был воспринят абсолютно недвусмысленно.