В августе и начале сентября, когда люди отправляются за грибами и ягодами, ленты социальных сетей и информагентств пестрят сообщениями о потерявшихся, а добровольцы, участники поисково-спасательных отрядов, сбиваются с ног, пытаясь их разыскать. В конце лета вся страна несколько дней следила за поисками 5-летней Зарины Авгоновой, которая заблудилась, уйдя в лес в Вознесенском районе, и с облегчением вздохнули, узнав, что ее удалось спасти. Мы встретились с волонтерами, которые участвовали в этих и других поисках.
На точку сбора — по координаторам
Воскресным утром на телефон пришло сообщение с координатами точки сбора. После поиска их на карте стало понятно, что они указывают на окраину лесного массива в Нижнем Новгороде: здесь должны встретиться участники поисково-спасательного отряда. Мы тоже отправились на место. К счастью, в тот сентябрьский день никто не пропал, волонтеры проводили учения. По их легенде, в лесу заблудился пожилой грибник, требовалось организовать поиск.
Проливной осенний дождь того и гляди превратится в снег. У палатки, где развернули штаб учений, собрались добровольцы — на них яркие оранжевые куртки и жилеты, у большинства — рации и навигаторы, за спинами походные рюкзаки. Не важно, что целый день придется месить грязь, прочесывая лесные тропы, и промокнуть до нитки — работа в поисково-спасательном отряде требует постоянных тренировок. Умение ориентироваться по карте и навигатору, координация действий, психологическая подготовка — всё это пригодится, когда кому-то потребуется помощь.
— Отряд был создан в 2011 году, мы присоединились к нему два года назад, — рассказывает инфорг ПСО «Волонтер-Чкаловск» Екатерина Кутейникова. Она — журналист чкаловской районной газеты «Знамя», идейный вдохновитель создания местного поискового отряда. Толчком к этому послужила трагическая история.
В позапрошлом сентябре Екатерина случайно увидела сообщение, что в районе деревни Кодочиги ушла в лес и не вернулась пожилая женщина. Журналист связалась с координатором поискового отряда, который распространил ориентировку, но оказалось, что искать старушку было некому — в горячий грибной сезон волонтеры переезжали с одного задания на другое. Тогда Екатерина собрала на поиски местных жителей. Позже приехали поисковики.
— Мы ходили целый день, но не могли ее найти, — говорит журналист. — Вернулись домой ни с чем. В тот момент пенсионерка находилась в лесу уже третьи сутки. Потом пришло сообщение, что родственники нашли ее у ручья, она погибла. Не оставляла мысль, что будь у нас свой отряд, мы могли бы раньше организовать поиски и, возможно, нашли бы ее живой.
Загорелись, собрали активных ребят, начали перенимать опыт у других отрядов, поняли, что многому предстоит научиться. Главное — в Чкаловском округе есть запрос на то, чтобы такой отряд существовал.
Уже в ноябре им предстояло столкнуться с еще одной трагедией: мужчина ушел на болота, его искали, но до сих пор никто не знает, что с ним случилось.
В отряд приходят неравнодушные
С тех пор прошло два года, чкаловские волонтеры приобрели немалый поисковый опыт, сейчас они выезжают на задания по всей области.
Задача инфорга — первым делом создать ориентировку на пропавшего, распространить ее в сети. Волонтерские отряды выходят на поиски, только если родственники потерявшегося человека обратились в полицию.
— Некоторые ошибочно считают, что существует так называемый «закон трех суток», что только по истечении этого срока можно обращаться в полицию, — объясняет Екатерина. — На самом деле это не так: чем быстрее пропавшего начнут искать, тем больше шансов на успех. Невозможно сидеть дома, когда знаешь, что кому-то сейчас страшно и холодно, нужна помощь. Не важно, день или ночь — едем на поиски, иногда приходится отпрашиваться с работы, бросать все дела.
Работу в поисково-спасательном отряде не все выдерживают, некоторые быстро выгорают, прекращают этим заниматься.
У волонтеров есть семьи, дети. Это — не те люди, которым нечем заняться, а те, кто не равнодушен к чужой беде. Сейчас в чкаловском отряде 17 активных участников плюс база добровольцев, которых можно привлечь на поиски. Они — люди разных возрастов и профессий, среди членов ПСО «Волонтер-Чкаловск» начальник Беловско-Новинского территориального отдела округа Алексей Арсентьев, инспектор дорожно-патрульной службы Роман Елкин и его жена, журналист Юлия Елкина, строитель Алексей Мясников и многие другие. С некоторыми участниками отряда познакомились перед учениями.
— Виктор Поршуков, позывной — Поршень, — представляется высокий молодой мужчина в ярком оранжевом жилете. Позывные есть у всех волонтеров, так проще, когда приходится держать связь по рации. Виктор работает токарем на Чкаловском электромеханическом заводе. К отряду примкнул в июне.
— Попалась информация о пропавшей бабушке у деревни Вершилово, — говорит он. — Связался с отрядом, поехали искать. Всё закончилось хорошо, она сама вышла в деревню. Я давно хотел заняться поиском, и вот получилось. Можно сколько угодно сопереживать, сидя в интернете, а можно связаться с отрядом и действовать.
Ольга и Александр Адамовы тоже пришли в отряд недавно. Он — аппаратчик на предприятии, она — экономист. В семье двое детей. Первая спасательная операция, в которой они приняли участие, наверное, запомнится навсегда: в тот день они нашли погибшего в лесу человека.
Двое друзей пошли в лес за грибами. Один мужчина вернулся к машине, другой — нет. На поиски приехали пять волонтеров, в том числе Ольга и Александр Адамовы. Шли по заданному маршруту, заглядывали в овраг, и вдруг увидели пропавшего. Он лежал, прислонившись к дереву, рядом — корзина с грибами. Видимо, случился сердечный приступ. Когда волонтеры отыскали его, помочь уже было нельзя.
Найдена! Жива!
Одним из самых сложных поисков этого лета, конечно, называют поиски Зарины Авгоновой, к которым было приковано большое внимание. Поисковая операция была масштабная, в ней принимали участие сотни людей. Напомним, как всё было: пятилетняя девочка одна ушла в лес возле села Степановка Вознесенского района. Ее искали пять суток.
— Выехали из Чкаловска в ночь и к утру были в Вознесенском районе. Когда рассвело, вместе с остальными пошли на поиски, — вспоминает Екатерина Кутейникова. — Было сложно. Много солдат и полиции, но они тоже не всегда умеют прочесывать лес. Не хватало опытных старших поисковых групп, которые координировали бы поиски, не хватало обрудования. Волонтеры хорошо помогли. Просто ходить по лесу — неэффективно. Надо записывать треки, по которым двигались, скидывать их на карту, анализировать, чтобы не ходить по одному и тому же месту много раз… Когда уже сил не было, уехали домой в Чкаловск отсыпаться. Через день взяли отгулы на работе и поехали туда снова. Мы были где-то около Арзамаса, когда ночью пришло сообщение, что девочка найдена, жива. Так радовались! В этот момент пришла заявка: на Бору потерялся пожилой мужчина. Развернулись и помчались туда. Но этого человека, к сожалению, не удалось отыскать, он до сих пор числится пропавшим.
За последние месяцы участники ПСО «Волонтер-Чкаловск» 27 раз выезжали на поиски пропавших детей и взрослых. У одних историй счастливый конец, у других — трагический.
Лесные указатели
Ценно, что волонтеры не только проводят поисковые операции, но и занимаются профилактической работой. Например, объясняют людям, что, идя в лес, надо надевать яркую одежду, брать с собой необходимые лекарства, заряженный телефон, небольшой запас еды и воды.
Отряд реализует проект, который они назвали «Стрелки. Остаться в живых». Волонтеры развешивают в чкаловских лесах указатели, по которым люди могут сориентироваться и самостоятельно выбраться из чащи. Такая лесная навигация помогает исключить пропажи людей.
— Эту идею мы переняли у одного из питерских отрядов, — рассказывает Екатерина Кутейникова. — Выиграли на реализацию проекта два гранта. Разработали и изготовили свои стрелки. С прошлой осени развешиваем их в лесах.
Сейчас 67 навигационных указателей уже установлены на территории Соломатовского, Беловско-Новинского и Вершиловского территориальных отделов округа. На каждой стрелке красного цвета указано расстояние до ближайшего населенного пункта или другого четкого ориентира, например, трассы. Кроме того, все стрелки пронумерованы, их координаты известны спасательным службам.
— Если человек вышел на такую стрелку, он может позвонить в единую диспетчерскую службу и сообщить ее номер, — объясняет волонтер. — Его точное местоположение будет установлено, человеку помогут выйти из леса. У каждой стрелки есть табличка, на которой написана инструкция, что делать, если заблудился.
— По словам волонтеров, от жителей округа уже поступают положительные отзывы — некоторым заблудившимся стрелочки помогли сориентироваться.
Установка лесных указателей — трудоемкое дело. Чтобы повесить одну стрелочку, приходится пройти десяток километров. Но волонтеров это не останавливает, они планируют продолжить работу. Так, исходив пешком, они изучают окрестные леса, а значит, в следующий раз, если это потребуется, они быстрее придут на помощь.
Инга Рассказова, ГИПОРТ