У израильского подростка, получавшего в Москве экспериментальное лечение эмбриональными стволовыми клетками, начали образовываться доброкачественные опухоли нервной системы.
Пациент, которому сейчас 17 лет, страдает редким генетическим заболеванием атаксией-телеангиэктазией (АТ, синдром Луи-Бар, синдром Бодера-Седжвика). При этой болезни поражаются отделы нервной системы, ответственные за двигательную активность, и иммунитет, что приводит к тяжелым нарушениям координации движений и речи, а также к частым инфекционным заболеваниям.
МРТ пациента. Изображение из журнала PLoS Medicine
В 2001, 2002 и 2004 годах мальчик трижды приезжал в Москву, где ему вводили эмбриональные стволовые клетки в рамках экспериментального лечения АТ. В какой именно клинике проводилось лечение, не уточняется. В 2005 году его начали беспокоить сильные головные боли. Проведенная МРТ показала наличие опухолей в головном и спинном мозге.
В 2006 году в израильской клинике опухоль поясничного отдела спинного мозга была удалена. Существенных новых разрастаний на ее месте не наблюдается. Опухоль в головном мозге продолжает медленно увеличиваться в размерах.
Гистологическое и генетическое исследование опухолей обнаружило, что они доброкачественные, содержат различные типы нервных клеток (нейроны и глию), а их генетический материал не принадлежит пациенту, то есть по меньшей мере частично происходит из введенных стволовых клеток.
Однако однозначно утверждать, что источником опухолей стали стволовые клетки, нельзя. Как сообщил в интервью «Газете.ru» доктор медицинских наук, генеральный директор Клиники восстановительной интервенционной неврологии и терапии «НейроВита» и член редколлегии профильного журнала «Клеточная трансплантология и тканевая инженерия» Андрей Степанович Брюховецкий, развитие опухолей нервной системы весьма характерно для пациентов с АТ. Введенные же стволовые клетки могли мигрировать в появившуюся без их участия опухоль и вызвать ее химеризацию, то есть дополнить своим генетическим материалом. «Поэтому наличие генов и кусков ДНК другого (других) организма после применения фетального и эмбрионального материала в мозговом веществе и опухоли абсолютно закономерно и типично», — пояснил Брюховецкий.