Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов обвинил «Газпром» в том, что он не признает ответственность за аварию на туркменском участке газопровода «Средняя Азия – Центр-4» (САЦ-4) и распространяет ложные сведения, согласно которым изношенные трубы газопровода взорвались, не выдержав давления газа. Жесткие заявления туркменского лидера прозвучали на расширенном заседании правительства в понедельник.
Напомним, что на прошлой неделе туркменский МИД заявил, что взрыв 9 апреля произошел после того, как российская компания решила в срочном порядке снизить количества газа, забираемого у Туркмении, не предоставив достаточно времени для снижения газового потока в трубопроводной системе. После аварии транспортировка туркменского газа в Россию не осуществляется.
«Мы не позволим «Газпрому» нанести ущерб нашему имиджу надежного поставщика энергетических ресурсов на мировые рынки», – заявил Бердымухамедов, поручивший вице-премьеру по ТЭК Тачберды Тагиеву провести переговоры с российской компанией. По словам туркменского президента, если российский холдинг будет настаивать на непризнании своей вины, Ашхабад пригласит независимых экспертов для выяснения причин аварии, сообщает «Утро.ру». Если виновным в инциденте окажется «Газпром», он должен взять на себя все расходы по ликвидации последствий аварии и возместить убытки, заявил Бердымухамедов. В том случае, если авария произошла по вине Туркмении, все расходы по ремонту газопровода возьмет на себя Ашхабад.
В «Газпроме» воздерживаются от комментариев. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в пятницу заявил, что произошедшее имеет «чисто технический характер».
В прошлом году Россия заключила с Туркменией соглашение о покупке большей части добываемого на ее территории природного газа, напоминает издание. Сегодняшнее снижение спроса на природный газ и падение цен на энергоресурсы привело к тому, что Россия платит Туркмении больше, чем может брать со своих европейских покупателей.
По мнению экспертов, углубление противоречий между Ашхабадом и Москвой может привести к далеко идущим последствиям на рынке поставок энергоресурсов в Европу.