Обезьяны способны оценивать стоимость предлагаемых им услуг, причем относительная ценность той или иной услуги варьируется в зависимости от "ситуации на рынке". Такие выводы приведены в статье группы ученых в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Кратко о работе пишет New Scientist.
Объектом исследования были зеленые мартышки Cercopithecus sabaeus. Зоологи давно установили, что "валютой" в популяции C. sabaeusявляется выискивание. Мартышки ищут паразитов в шерсти своих сородичей в обмен на еду, снисхождение со стороны доминантных особей и даже в обмен на секс.
Ученые решили выяснить, меняется ли курс обезьяньей "валюты" в зависимости от текущих обстоятельств. Исследователи поместили в место обитания мартышек контейнер с едой, который умела открывать только одна мартышка, находящаяся в популяции в подчиненном положении. Спустя час после того, как она открыла контейнер, ученые заметили изменения в ее поведении и в поведении других мартышек. Сородичи обученной учеными мартышки стали чаще выискивать у нее паразитов, а сама она стала чистить шерсть доминантных особей в течение более короткого отрезка времени.
На следующей стадии эксперимента ученые добавили на "рынок" "конкурирующую фирму": они поставили второй контейнер с едой, который умела открывать другая мартышка. Через некоторое время популярность первой мартышки упала, а второй, напротив, возросла. В конце концов члены стаи, не умеющие открывать контейнеры, стали искать паразитов у обеих обученных мартышек примерно равное количество времени.
В последние годы биологи находят у различных обезьян все больше качеств, свидетельствующих об их развитом интеллекте. Совсем недавно у обезьян-капуцинов были обнаружены моральные качества и одновременно способность к обману, а шимпанзе доказали, что могут планировать свои действия.