Желание Федеральной налоговой службы выполнить фискальный план любой ценой в сочетании с падением доходов компаний привело к рекордному увеличению судебных разбирательств с ФНС. В результате у бизнеса в России выросло доверие к судебным органам: большинство исков налоговиков остаются без удовлетворения, констатируют аналитики российского подразделения Ernst&Young в очередном исследовании российского налогового климата.
В налоговом исследовании по итогам года Ernst&Young приняли участие 55 крупных российских и международных компаний из всех секторов экономики. Из негатива зафиксировано заметное увеличение числа споров с налоговыми органами. Если в 2008 году они были у 56% компаний, то в 2009-м – уже у 72%. «Это говорит об усилении агрессивного подхода налоговых органов к оспариванию соблюдения компаниями налогового законодательства. Давлением на налогоплательщиков ФНС пытается поддержать уровень поступлений в бюджет в условиях падения доходов компаний», – приводит «Коммерсант» комментарий партнера Ernst&Young Риса Дженкинса.
Впрочем, именно благодаря усилившемуся давлению со стороны ФНС, российская судебная система получила большую, чем обычно поддержку и одобрение со стороны бизнесменов. В 2008 году споры с налоговыми органами возникали у 72% участников опросов (в 2007 году спорили только 56% опрошенных). 62% споров дошло до суда. Доля выигранных дел в судах составляет примерно 89%. Еще в 4% случаев опрошенные компании закончили дело миром во внесудебном порядке. Вчистую выиграть налоговикам удалось только в 7% дел. Авторы исследования делают из этого вывод, что ресурсы, задействованные налоговыми органами для подготовки исков и ведения дел в судах, неадекватны достигаемым ими результатам, отмечает «Время новостей».
Самым конфликтным налогом остается НДС – ему посвящены 48% судебных споров (49% в 2008 году). При этом в условиях падения доходов к нему «подтянулся» налог на прибыль. Расхождения во взглядах на его уплату стали причиной 41% разбирательств – в 2008 по поводу этого налога судились только 30% опрошенных. В большинстве случаев (73%) стороны спорили о суммах, превышающих $1 млн.
Улучшению качества взаимодействия бизнеса и налоговиков могло бы содействовать более широкое применение процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Она стала обязательной с 2009 года. Однако бизнес, по мнению партнера Ernst&Young Петра Медведева, не почувствовал от этого положительного эффекта, так как большинство административных обжалований остаются без удовлетворений, так что новый порядок только удлинил процедуру судебного спора.
По словам авторов исследования, среди других особенностей кризисного 2009 года – отказ компаний от налоговой оптимизации из-за усиления внимания налоговых органов к любым «схемам». Кроме того, проблем налогоплательщикам добавила кампания ФНС по борьбе с фирмами-«однодневками». Любой добросовестной организации налоговики сейчас могут отказать в принятии затрат при исчислении налога на прибыль или вычетов по НДС, в случае если не могут найти компанию-поставщика. Основание для отказа – отсутствие «должной осмотрительности» при выборе контрагентов. Именно операции с однодневками налоговые органы вменили в вину таким сетям, как «Связной», «Техносила», «Эльдорадо».
Среди положительных изменений участники опроса отметили сохранение тенденции к уменьшению количества выездных налоговых проверок. Очень хорошо воспринято компаниями заметное сокращение сроков возмещения НДС до трех-четырех месяцев. Принятые в отношении НДС меры названы исследователями «реально антикризисными». Кроме того, налогоплательщики положительно оценили изменения в области начисления НДС и новации по налоговым вычетам. По мнению принимавших участие в опросе предпринимателей, в целом взаимодействие компаний с налоговыми органами стало гораздо более благожелательным. Особо отмечается снижение числа выездных налоговых проверок (налоговые инспектора сейчас являются в компании с визитами, как правило, один в два года).