Эстонские законодатели, которым давно мозолит глаза памятник павшим во Второй мировой войне советским воинам, едва не записали в число оккупантов и русских царей. Однако после жарких дебатов на исторические темы депутаты, рассмотревшие накануне очередные поправки в законопроект о запрете монументов, возвеличивающих захватчиков, все же решили, что не имеется никаких оснований для запрета возведения в Нарве памятника Петру I.
Депутаты Народного союза, Центристской партии и Союза отечества решили, что в законе должна идти речь лишь о периоде с 1918 года, и он не может касаться Петра I или Ивана Грозного. Однако еще осенью премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заверял общественность в том, что «закон должен предотвратить возведение памятника Петру I».
Вопрос о памятнике Петру I впервые возник три года назад — толчком послужила небольшая гипсовая скульптура, изображающая российского императора, которую привезла в подарок нарвской мэрии делегация из Санкт-Петербурга. Гостям рассказали о том, что нарвитяне хотели бы иметь памятник Петру I, — и администрация Кировского района Северной столицы проявила заинтересованность и предлагала помощь.
Однако мэр Нарвы заявил тогда, что такие вопросы не могут решаться лишь на городском уровне и должны быть предметом внутригосударственных переговоров. «Это тонкое дело, включающее в себя политические моменты», — подчеркнул Тармо Таммисте три года назад.
По мнению городского секретаря Антса Лийметса, памятник Петру I в Нарве может вызвать возмущение части горожан. «Невозможно ведь представить, что в России установят памятник Чингисхану или Наполеону, хотя они также являются выдающимися историческими личностями», — пояснил Лийметс, по мнению которого памятник Петру в Эстонии может существовать лишь в музее оккупации.
Однако инициаторы установки монумента убеждены, что Петр I — лишь одна из исторических личностей, связанных с Нарвой, чьи памятники должны бы украшать город. «В истории практически нет фигур однозначно положительных, есть лишь положительно сложившаяся репутация. И такая репутация была у Петра, — говорит председатель горсобрания Михаил Стальнухин. — В Нарве есть памятник королю Швеции — Шведский лев. Почему не установить и памятник сражавшемуся с Карлом XII Петру?»