В целях реализации конкурентной политики, дальнейшего
развития здоровой конкурентной среды и защиты конкуренции в регионе
Правительством Нижегородской области разработана и принята областная целевая
программа «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012
годы» (постановление Правительства
Нижегородской области от 19.04.10 №220).
Как сообщил и.о. министра экономики Нижегородской
области Николай Петровский, исполнителями мероприятий программы являются
16 областных министерств и ведомств. «С учетом того, что развитие конкуренции
является одной из стратегических задач и необходимым шагом к становлению
эффективной экономики региона, координатором программы было определено
министерство экономики»,- подчеркнул он.
Николай Петровский также
отметил, что для учета всех особенностей структуры региональных рынков и
предпринимательской деятельности, в процессе разработки программы принимали
участие не только представители региональных министерств и ведомств, но и
крупнейшие общественные объединения – Нижегородская ассоциация промышленников и
предпринимателей, Торгово-промышленная палата, а также территориальное
управление ФАС.
Министерство экономики
совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, а также представителями
предпринимательских сообществ и территориальным управлением ФАС, провели оценку
состояния конкурентной среды в регионе. По итогам данной оценки определился
перечень основных рынков, имеющих приоритетное значение для Нижегородской
области: агропродовольственный рынок, строительный рынок, рынок коммунальных
услуг, туристический рынок, рынок розничной торговли, рынок продукции
предприятий легкой промышленности.
Анализ вышеназванных рынков
включил в себя выявление основных участников и их доли на рынке; факторов и
барьеров, препятствующих развитию конкуренции в регионе, а также формирование
комплекса мер, направленных на снижение негативного влияния данных факторов», —
подчеркнул и.о. министра.
«Основными барьерами,
препятствующими развитию конкуренции на территории Нижегородской области, как и
в большинстве регионов страны, являются административные барьеры, снижающие
стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки
и создающие условия для коррупции»,- отметил Николай Петровский.
В процессе анализа были
выявлены также инфраструктурные
барьеры входа на региональные рынки, специфические для каждой отрасли,
например:
на рынке розничной торговли
– ограниченное количество торговых площадей в ряде территорий
области,
на рынке нефтепродуктов –
высокие затраты, связанные со строительством АЗС, обустройством подъездных путей
и т.д.
«Часть работы по
стимулированию развития предпринимательской деятельности и прихода на рынки
новых участников уже не первый год ведется в рамках действующих областных
целевых программ», — отметил и.о. министра. Так,
например:
В рамках областной программы «Развитие агропромышленного
комплекса Нижегородской области»:
в ноябре 2009 года открыт
областной сельскохозяйственный рынок, представляющий возможность
сельхозтоваропроизводителям работать без посредников, самостоятельно формировать
и устанавливать цены на свою продукцию;
формируется правовая среда
для развития кооперации и малых форм
хозяйствования;
организуется строительство
логистических центров, позволяющих обеспечить наличие складов и хранилищ
сельхозпродукции, а также доставку товаров в отдаленные и малонаселенные
пункты.
В рамках Комплексной целевой программы развития малого
предпринимательства в Нижегородской области:
проводится мониторинг
эффективности проводимых органами местного самоуправления мер по снижению
барьеров;
обеспечивается
информационное взаимодействие между органами исполнительной власти Нижегородской
области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов Нижегородской области, представителями
бизнеса.
При разработке программы
министерство экономики тщательно изучило взаимосвязь и взаимодействие отраслей,
в результате все мероприятия по развитию конкуренции на том или ином товарном
рынке были сведены в единый комплекс
мер, направленных на стимулирование и обеспечение доступа новых участников
на региональные товарные рынки и рынки услуг.
Дальнейшее развитие
здоровой конкурентной среды на рынках области планируется достичь
путем:
снижения административных барьеров и давления на бизнес за счет нормативно-правового
регулирования, упрощения регистрации и ведения предпринимательской
деятельности;
реализации принципа прозрачности деятельности региональных властей и контролирующих
инстанций за счет создания и совершенствования информационных систем
взаимодействия представителей власти и бизнеса.
Немаловажным пунктом
программных мероприятий является публичное освещение итогов проводимой в регионе
конкурентной политики, продолжил Николай Петровский. С этой целью на официальном
сайте Правительства Нижегородской области министерством экономики создан раздел
«Развитие конкуренции».
«На сегодняшний день также
функционирует интерактивный сервер вопросов о развитии конкуренции в регионе,
для последующего использования его итогов при совершенствовании отраслевых
мероприятий программы и принятии управленческих решений», — сказал в заключение
и.о. министра.