Проявить себя с неожиданной стороны теперь могут и владельцы аквариумных рыбок. В Петербурге становится все популярнее новое увлечение — дрессировка рыб. Если раньше этих животных приобретали исключительно для психологической комфорта, то теперь некоторые горожане стремятся превратить аквариум в настоящий мини-цирк, где на водной арене выступали бы плавающие артисты.
После работы, заполнив собой прихожую, не снимая пальто и не помыв рук, он спешит не к девушке и не к ужину. В съемной квартире собаку не завести, остановились на рыбах. Убирать не надо, молчат и главное — соображают.
Александр Гемодеев и Любовь Королькова, владельцы рыб: «Умные-неумные, а условные рефлексы у них вырабатываются довольно-таки легко. Если каждый раз стучать по аквариуму, когда нужно их покормить, они потом будут думать, что их кормят».
Дочка американца Дина Померло просила щенка. Щенка папа не купил, зато придумал, что дрессировать можно и рыбок. Теперь это уже целая индустрия. В Штатах рыбы выписывают зигзаги, в Японии ходят строем. Правда, зачем — загадка.
В Петербургском океанариуме уверяют, что любые рыбы поддаются дрессировке, даже аквариумные. Это, конечно, не означает, что они будут узнавать вас в лицо и любить. Но при удачном стечении обстоятельств даже гуппи можно научить играть в футбол.
Почерневшими медяками на дне бассейна почти неподвижные скаты. Но тихими они были только до тренировок. Буквально в 20 метрах на бортике танцуют кошачьи акулы.
Сотрудник океанариума: «Бывает, что выпрыгивают, но в принципе все время ловим. Мы увидели, что они могут подплывать к бортику, просто воспользовались этим. И теперь они понимают, что их здесь кормят».
Гидрокостюм, кольчуга под ним, баллон — хватит минут на 40. Когда спрашиваешь у него: «Страшно?», он говорит: «Я не дурак же». Но вообще бояться нельзя.
Сергей Панчук, начальник водолазной службы океанариума: «Понимаете, они, как собаки, страх чувствуют тоже. Это тот же волк, только вод водой».
Девять лет назад Сергей Панчук просто лежал с ними на дне. Часами, только меняя баллоны. Потом начал трогать их. Потом делать простые трюки. Сейчас танцует вальс с пиратом.
Сергей Панчук, начальник водолазной службы океанариума: «Но там свои особенности. Я его приучил к такту своего сердца под водой. И чтобы его удержать, мне приходится отбивать свой такт сердца. Может, видели, я пальцами отображал биение своего сердца. Если я этого не делаю, он начинает нервничать».
Ихтиолог Сергей Анацкий пришел в гости дрессировать рыб. Оказалось, дрессировать здесь можно и других животных. Помимо Трюфеля и Сплюшарика, в этой квартире еще живут синеязыкий сцинк, поссум и петухи, рыбы-петухи.
Аня Кириллова: «Они мне они нравились из-за хвостов и из-за их характеров, и потому что они воротники раскрывают. Они немного склочные, но я не помню, что дальше».
Аня в этот день узнает, что наказывать рыбу можно либо голодом, либо электротоком, а поощрять — кормом, самочкой, или, на худой конец, свежей водой. Это действеннее.
За всеми этими трюками и разговорами о гуманности выясняется, что при всей любви к рыбам Аня — человек прагматичный.
Аня Кириллова: «Мне нравится рыбачить, только я еще никогда не рыбачила. Но я решила, что мне это нравится».
Ясно, что это просто еще один способ общения. В конце концов, не всем же дрессировать рыб. Некоторые могут получать от них удовольствие и так без фокусов.