Оторваться от стереотипов, научиться прогнозировать развитие международных отношений и работать в режиме онлайн. С таким призывом Дмитрий Медведев обратился ко всем российским дипломатам. Президент открыл в МИДе традиционное ежегодное совещание послов и постпредов при международных организациях. В этот раз на нем обсуждалось, как дипломаты могут помочь модернизации страны. Впрочем, как и раньше, речь шла не только о проблемах сугубо профессиональных.
Эта встреча в высотке на Смоленской площади хоть и традиционная, но случается крайне нечасто — всего раз в два года. Для международной дипломатии — срок и слова президента, что мир успел измениться, — не для протокола, говорит сам Медведев.
Был август 2008-го, потом — мировой финансовый кризис. Совсем другой стала и Россия. Модернизация — то, что теперь приоритет. И это касается не только экономики. "Несмотря на то, что я выступаю в МИДе, тем не менее, я считаю, что все базовые направления, которыми мы занимаемся, должны как "Отче наш" знать и наши дипломаты, а не только сотрудники Министерства экономического развития и для других экономических ведомств, — отмечает российский президент. — Мы занимаемся изменением в сфере биомедицины, космическими информационными технологиями, энергетикой, телекоммуникациями, и здесь мы определили свои приоритеты. Но нам нужно решить — сотрудничество с какими странами даст наибольшую отдачу для развития в России соответствующих технологий и рынков, для выхода отечественной высокотехнологичной продукции на региональные и глобальные рынки".
О том, что глобализация не должна противоречить внутренним интересам России, Медведев говорит отдельно. Впрочем, есть задачи, добиваться которых стоит действительно сообща. Модернизационный альянс с Германией, Францией, Италией, Соединенными Штатами — то, что способно сделать разговоры о техническом перевооружении предметными.
Президент Медведев, который согласно Конституции определяет вектор внешней политики, говорит сегодня, что Россия становится более открытой. "Мы должны работать прагматично, должны смотреть в разные стороны, исходя из многовекторности современной жизни, — подчеркивает президент. — Должны работать открыто, отказываясь от конфронтации, а иногда и просто "снимать шоры", которые могут быть у любого государства, и которые, наверное, существуют и у нас, отказываться от стереотипов во всяком случае. Один из примеров такой работы — это начало совместной работы по преодолению трудного и общего исторического наследия в отношениях с Польшей".
Учитывая последние события, узнать, что Медведев скажет об отношениях с США, хотелось не только присутствующим в зале. "Я надеюсь, что остатки "холодной войны" уйдут в прошлое, — сказал президент. — Но мы не имеем право останавливаться на пути налаживания взаимопонимания, становления общих целей между двумя такими сильными державами, как Соединенные Штаты и Россия. Это очень важный, давно назревший шаг".
Результаты этой целенаправленной работы на американском направлении доказывают, что даже за короткий промежуток можно изменить положение. Этот опыт, кстати сказать, заслуживает и внимательного анализа — как со стороны МИДа, так и со стороны других ведомств. Такой ритм на самом деле можно применять и в отношении ряда других наших партнеров.
Традиционно важному направлению российской внешней политики — сотрудничеству со странами СНГ — Медведев уделяет особое внимание. Очевидные успехи дипломатов президент сегодня называет "тихим искусством".
"Здесь не надо противопоставлять нашу работу с СНГ тем процессам, которые идут на европейском треке, американском треке и азиатско-тихоокеанском, — считает Дмитрий Медведев. — Возникший недавно Таможенный союз — это большая, на мой взгляд, победа, несмотря на трудности формирования. Но я всегда вспоминаю то, что происходило в Европе. Это тоже длилось долго и, мягко говоря, не без противоречий".
Об искусстве договариваться Медведев говорит и в связи с Ираном. Эта страна, по словам российского президента, "приближается к обладанию потенциалом, который может быть использован для создания ядерного оружия". Западные страны выступают за санкции. Россия призывает к переговорам.
"Санкции, как правило, не приводят к желаемым результатам, — констатирует президент. — Но у них есть определенный смысл. Этот смысл — в сигнале, который подан международным сообществом и должен простимулировать переговорный процесс. Сейчас требуются терпение и скорейшее возобновление переговорного процесса, диалога с Тегераном. Именно в этом мы и видим основной смысл, основную цель, основной смысл новой резолюции Совета Безопасности ООН. И если сегодня дипломатия упустит этот шанс, то это станет нашим коллективным провалом".
О прошлом и будущем российской дипломатии Медведев говорит в неформальной обстановке. На встрече -те, кому еще только предстоит чего-то добиться — молодые мидовские сотрудники и те, кому уже многое удалось — мидовские ветераны.
Именно здесь становится известно: президент планирует подписать указ о госслужбе в системе МИД, и уже подписал — об учреждении геральдического знака, своего рода эмблемы МИД. Самые достойные, как говорит сегодня Медведев, получают награды. Всего их – девять, в том числе — министру Лаврову — орден "За заслуги перед Отечеством" II степени.