Нынешняя засуха и бушующие в различных регионах России пожары нанесли огромный урон сельскому хозяйству. Пчеловодство не осталось в стороне. Как повлияла жара и пожары на сбор меда, вырастут ли цены на этот ценный продукт, спросили Вести.Ru у пчеловодов.
"Количество собранного в России в этом году меда снизится в зависимости от региона на 20-70%, цены на мед вырастут на 15-20%", — заявил Вестям.Ru президент Союза пчеловодов России Арнольд Бутов. По его словам, основная причина уменьшения объемов сбора меда — засуха и вызванные жарой пожары.
"Пчелы собирают нектар, влажность которого должна составлять 60-70%. В этом году из-за жары нектар на большинстве медоносов закристаллизовался. Пчелы просто не могут взять нектар в зобик, — пояснил Бутов. — Но даже если нектар есть, возникает другая трудность. Из-за стелящегося над полями дыма пчела не может найти путь домой, в улей. Дым дезориентирует пчел. Они не собирают нектар там, где дым и гарь".
"Пчеловоды подводят ближе к пасекам воду, пчелам нужна вода. Устанавливаем навесы, проветриваем ульи, встраиваем в пасеки вентиляцию. К сожалению, очень много пчелиных семей погибло. В первую очередь, пострадали частные небольшие деревенские пасеки. Крупные пасеки успели увезти ульи, а пенсионер-пасечник улей не поднимет, у него зачастую и транспортного средства для переезда нет", — отметил Бутов.
Сложная обстановка сложилась в регионах. Там горят пасеки, гибнут пчелиные семейства. Точных данных о потерях пока нет. "Но из приглашенных к 3 сентября на ярмарку меда в столичное Царицыно российских пасечников 150 человек уже заявили, что не приедут. Нет меда", — пояснил глава Союза пчеловодов.
"Исходя из обстановки, мы предвидим рост цен на мед в пределах 15-20%. Положением воспользуются и перекупщики, и недобросовестные производители. Хотя на предстоящей ярмарке в Царицыно мы рассчитываем продавать мед по прежним ценам. Посмотрим. Цены растут на все. Если будет ощущаться нехватка меда, цены на него вырастут", — подчеркнул Бутов.
Слабой надеждой для пчеловодов и любителей меда послужит урожай меда в северных регионах страны, в Сибири и на Алтае. Именно в эти регионы стараются перевезти уцелевшие от пожаров пасеки. "Несмотря на критическую обстановку, качество меда улучшится благодаря перемещению семей пчел на север. Много пасек мы отправили в Краснодар, где другие пчеловоды гостеприимно приняли пострадавших", — отметил Бутов.
Перемещаясь на север, пчелы совершают долгий путь, собирают нектар с многих видов цветов, что положительно скажется на качестве меда. Мед становится полифлерным и лечебным.
Бутов предостерег россиян от покупки ненатурального меда с добавками, вредящими здоровью человека. "Нужно понимать, что лавандовый, мятный, дикий или бортниковый мед — обман. Добавление мяты и лаванды в мед уменьшает его целебные и полезные свойства и вредит потребителю. Некоторые "умники" добавляют в мед орехи и выдают его за нечто сверхполезное. Делают биологические добавки из меда. А мед полезен сам по себе. В него ничего не надо добавлять", — пояснил Бутов.
Вестям.Ru удалось связаться с одним из самых известных и авторитетных пчеловодов России Александром Ткачевым, он сейчас находится в городе Калач Воронежской области — регионе, который сильнее всех пострадал от засухи и пожаров.
"Горит все. Горят поля, леса. Горят пасеки", — пояснил Ткачев. "Я такого не помню. Все поля выгорели. А до этого весь нектар на растениях высушил жаркий ветер. Так что потери просто огромные. Многие пчеловоды просто в отчаянии. Дай бог, собрать хотя бы 10% от того, что собирали в прежние годы", — отметил пчеловод.
"Самое главное — гибнут пчелиные семьи. Меда и так нет, а тут еще после жары развивается клещ. Пчелы гибнут от жары, от клеща. Больше всего пострадали Дон, Воронежская, Самарская, Ульяновская, Нижегородская области. Мне звонят пчеловоды, говорят, что в сутки 100-150 г меда с улья собирают. В прошлом году по 7-10-12 кг собирали. Чувствуете разницу?" — пояснил Ткачев.
"В связи с этим растет цена на мед. В прошлом году окрестные пчеловоды просили 80-100 рублей за 1 кг, сейчас меньше 140-200 рублей не отдадут. Ясное дело, что перекупщики взвинтят цены еще выше", — считает он.
"Мед — национальное богатство России, душа России. Пчеловодам больно смотреть на то, что происходит сейчас. Но мы восстановим количество пчелиных семей, над этим будут работать преданные делу люди. Государство может помочь пчеловодам. Дай бог, следующий год будет лучше. Но и в самый неблагоприятный год российский мед — лучший в мире. На том стоим", — заключил Ткачев.