На
пресс-конференции руководителя
Рособрнадзора Л.Н.Глебовой, проходившей
30 августа 2010 года в РИА Новости, были
подведены итоги ЕГЭ и приемной кампании
2010 года, а также намечены перспективы
развития технологий объективной оценки
качества образования.
В
мае-июне количество участников ЕГЭ
составило более 957 492 человек, что на
18% меньше, чем в прошлом году. Общее
количество проведенных экзаменов свыше
3 065 322. По сравнению с 2009 годом, больше
детей стали сдавать предметы по выбору,
такие как физика, информатика и ИКТ и
т.п.
Главным
итогом ЕГЭ стала стабилизация средних
результатов ЕГЭ, то есть концентрация
подавляющего большинства участников
ЕГЭ по всем предметам в диапазоне от
установленной минимальной границы до
границы высоких результатов (80 баллов),
и равномерное распределение высоких
результатов ЕГЭ по регионам.
Так, в
2010 году уменьшилось количество участников,
не преодолевших минимальные границы
(с 28 863 в 2009 году до 19 525 в 2010 году), повысилось
количество 100-балльников (2 879 в этом году
и 2 333 в прошлом), уменьшилось количество
регионов с аномально высокими результатами.
Проведение
ЕГЭ в штатном режиме на протяжении 2 лет
выявило проблемные зоны в период приемной
кампании, касающихся исполнения
законодательных норм и вопросов приема
различных льготных категорий.
Так, в
2010 году квота целевого приема была
уменьшена до 20% (вместо 30% в 2009 году). При
этом баллы «целевиков» заметно ниже,
чем участников общего конкурса.
В
качестве мер для урегулирования этого
вопроса предполагается внести изменение
по уменьшению количества мест, выделенных
для целевого приема до 15 %. Также для
повышения ответственности организаций,
договаривающихся с вузом о целевой
подготовке специалистов, прорабатывается
вопрос о закреплении таких специалистов
для работы в направивших их организациях.
Одновременно в приказах о зачислении
целевиков предлагается добавлять
информацию об организации, направившей
абитуриента.
Также
требует урегулирования вопрос об
использовании льгот при поступлении в
вузы призерами и победителями олимпиад
школьников, которых в 2010 году было 23 312
человека. Предлагается ограничить
количество раз использования данной
льготы до 1 при поступлении в один
конкретный вуз. Это позволит сократить
«блуждание» льготников среди ведущих
вузов, позволит дать вузам более четкую
конкурсную картину.
В 2010
году согласно правилам приема, вузы
были обязаны проверять сведения,
представляемые абитуриентами, по
Федеральной базе свидетельств о
результатах ЕГЭ (ФБС).
Сейчас
в ней содержатся сведения 3 372 839
свидетельств за 2008-2010г.г. В 2010 году в неё
были загружены данные 931 384 свидетельств.
Однако зарегистрировались в ФБС не все
вузы.
На
данный момент принимаются меры воздействия
в отношении вузов-нарушителей, для чего
Рособрнадзором направлены уведомления
о перечнях вузов, не зарегистрированных
в ФБС, в федеральные органы исполнительной
власти, имеющие в своем ведении эти
вузы.
Одним
из новых условий приема этого года стало
ограничение подачи заявлений абитуриентами
не более чем в 5 вузов. По данным ФБС, в
среднем 1 поступающий подал заявления
в 2,08 вуза.
Всего
было выявлено 0,19% от общего количества
абитуриентов, подавших в вузы более 5
заявлений. Так, проверкам 6 вузов
подверглись данные 4945 человек, 7 вузов
– 640 человек, 8 вузов – 115 человек, 9 вузов
– 26,10 вузов – 11,11 вузов – 6,12 вузов –
1,16 вузов проверили 1 абитуриента.
В целях
повышения эффективности предполагается
внести изменения в Порядок приема в
2011 году, позволяющие отчислять из вузов
студентов, представивших недостоверные
сведения, в том числе о количестве
поданных заявлений о приеме.
На
пресс-конференции был поднят вопрос о
необходимости лицензировании и
аккредитации образовательных программ
подготовки к поступлению в вуз.
Высокая
востребованость таких программ со
стороны школьников вызывает вопросы о
причинах такого спроса, среди которых
могут быть:
— завышение требований
вузами на вступительных испытаниях;
—
невозможность обеспечения
общеобразовательными школами необходимого
уровня подготовки для поступления в
вуз.
Рособрнадзор
считает необходимым установить четкие
требования к содержанию таких программ,
организации образовательного процесса,
в соответствии с которыми государство
сможет проводить контроль качества
образования.