Министерство обороны впервые ответило отказом на представление к награждению звездой Героя России космонавта. Такое решение было принято в отношении Максима Сураева, полгода работавшего бортинженером на Международной космической станции. Полет этот, правда, был для него первым. Историю награждения космонавтов геройским званием изучил корреспондент "Вести ФМ" Сергей Гололобов.
Документы на космонавта Максима Сураева были оформлены, как положено. Представление на звание Героя России подписал начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Сергей Крикалев. Они ушли в Минобороны и вернулись обратно с отказом. Мотивировка — недостаточно оснований. Повторное обращение в военное ведомство было направлено от имени Роскосмоса. Пока молчание. В самом Минобороны комментариев не дают. Но вот старший научный сотрудник отдела физики планет Института космических исследований Александр Родин полагает, что дело может быть не только в позиции армейского руководства.
"По аналогии с государственными премиями решение о награждении принимают экспертные комиссии. Может, по каким-то конкретным причинам, которых никто не хочет предавать гласности, какая-то комиссия дала отрицательное заключение", — говорит Родин.
Но скорее все-таки в Минобороны появилась новая установка — после первого полета в космос званием Героя не награждать. Ведь времена меняются. Кумиры прошлых лет – космонавты — сегодня таковыми уже не являются. Только, пожалуй, специалисты и знают, кто сейчас летает на орбите. А профессия космонавта, в представлении многих, это что-то похожее на летчика или капитана дальнего плавания. С той же, не самой высокой, степенью риска. Хотя, конечно, это не так, уверен Александр Родин.
"Космонавт — профессия геройская. Они ежедневно рискуют жизнью", — отмечает Родин.
Эксперты считают, что если уж Минобороны изменило регламент награждения, то предупреждать об этом надо было заранее. Собрать всех курсантов Центра подготовки космонавтов и сообщить, что, мол, ребята, на звание Героя особо не рассчитывайте. Это было бы честнее и избавило бы будущих покорителей космоса от завышенных ожиданий.