Природные пожары в регионах России вспыхнули с новой силой. Менее чем за сутки в Волгоградской, Саратовской, Самарской и Пензенской областях огнем были уничтожены сотни строений, в том числе жилые дома, школы, детские сады и хозяйственные здания. Высокая скорость распространения огня объясняется идеальными для пожаров погодными условиями — температура воздуха в Поволжье зачастую приближалась к 40 градусам Цельсия, а скорость ветра превышала 25 метров в секунду.
Первые тревожные сообщения пришли из Волгоградской области. Около 15 часов 2 сентября стало известно о том, что город Волжский с населением более 300 тысяч человек остался без электроснабжения. В качестве наиболее вероятной причины блэкаута был назван обрыв на линии электропередач, не выдержавшей ураганных порывов ветра. Однако остановившиеся трамваи и неработающие светофоры не стали последней неприятностью для жителей Волжского в четверг. Спустя несколько часов город начало затягивать дымом и гарью от окрестных пожаров — степь, а за ней и лес вспыхнули сразу в шести районах Волгоградской области. Главной причиной бедствия стали короткие замыкания, случившиеся после обрывов ЛЭП. В качестве дополнительных факторов назывались тлеющие по области мусорные свалки и непотушенные сигаретные окурки.
Гарь вскоре почувствовали и жители областного центра. В Волгоград и Волжский дым попадал в основном со стороны Средней Ахтубы, хотя Среднеахтубинский район стал одним из наименее пострадавших от огня. Масштаб бедствия там уступал Даниловскому, Котовскому и Жирновскому районам, где за считанные часы выгорали целые поселки. Из Даниловского района поступило и первое сообщение о жертвах — в поселке Величкин при попытке справиться с огнем самостоятельно погиб 77-летний мужчина. Чуть позже стало известно о погибшей в Котовском районе 80-летней женщине.
В этом же районе практически целиком сгорела станица Лапшинская, в которой помимо десятков жилых домов пламя охватило элеватор, детский сад и клуб. Сообщалось об угрозе возгорания местной нефтебазы. Население численностью около тысячи человек было эвакуировано. В Жирновском районе та же участь постигла село Александровка, сгоревшее едва ли не полностью. Погорельцам пришлось ночевать у родственников или в центрах временного размещения.
В район бедствия были направлены два самолета МЧС Ил-76, два вертолета Ми-8, а также пожарный самолет амфибия Бе-200. К ночи, когда число сгоревших строений в Волгоградской области уже исчислялось сотнями, тревогу забили и другие регионы Поволжья. В Саратовской области площадь возгорания была менее значительной, но и там к утру пятницы сгорели десятки построек, в том числе около 20 жилых домов.
Если в окрестностях Волгограда горела в основном степь, то в Самарской области — недалеко от Тольятти — пожар, занявшийся опять же вследствие обрыва ЛЭП, перекинулся на лес. Около 200 гектаров оказались охвачены пламенем, тревожности ситуации добавил тот факт, что возгорание произошло в непосредственной близости от федеральной трассы М5 "Урал", соединяющей Москву и Челябинск. В районе часа ночи движение по трассе было перекрыто, с огнем совместными усилиями боролись пожарные из Тольятти, Самары и Сызрани. Несмотря на то, что прямой угрозы населенным пунктам не было, пожар представлял серьезную опасность для придорожной инфраструктуры — магазинов, кафе и особенно автозаправочных станций. Видимость на трассе упала до нескольких десятков метров.
Ближе к 6 утра огонь в Самарской области был локализован, движение по магистрали возобновилось. В Саратовской области, по данным МЧС, к утру пятницы обстановка нормализовалась, все пожары вскоре были потушены. Было ликвидировано и большинство очагов возгорания в Волгоградской области. Утром сообщения о том, что борьба с огнем продолжается, поступали только из Руднянского района. К полудню 3 сентября стало известно, что за сутки в Волгоградской области сгорело около 800 строений, почти 500 из которых были жилыми домами.
Губернатор Анатолий Бровко, встречая в пятницу утром в аэропорту Волгограда главу Минрегиона Виктора Басаргина, успел сообщить журналистам о том, что в результате пожаров в области погибли пять человек и еще пятеро считаются пропавшими без вести. Примерно в 14:30 стало известно, что в станице Лапшинская сотрудниками МЧС было обнаружено тело еще одного погибшего, и официальное число жертв выросло до шести. Данные о количестве пострадавших разнятся, однако можно сказать, что их число приближается к двум десяткам. По словам губернатора, без крова остались 907 жителей Волгоградской области.
Также 3 сентября утром стало известно о схожих по характеру возгорания пожарах в Пензенской области. Там из-за замыканий в электросетях и сложных погодных условий сгорело несколько десятков жилых домов в дачных поселках. Наибольший ущерб понесло садоводческое товарищество "Мичуринское" в Пензенском районе. Жертв и пострадавших от огня в области нет. В связи с новой волной возгораний местные власти продлили особый противопожарный режим до 30 сентября.
Глава правительства РФ Владимир Путин начал утро пятницы с того, что встретился с главой МЧС Сергеем Шойгу и подписал постановление о выделении двум пострадавшим областям — Волгоградской и Саратовской — одного миллиарда рублей. На долю наиболее пострадавшей Волгоградской области пришлось 900 миллионов, остальное досталось Саратову. Деньги должны быть перечислены в областные бюджеты в течение пяти дней. Контролировать исполнение поручений по ликвидации последствий пожаров Путин взялся лично.
Не замедлили заявить о себе и ведомства, главной задачей которых является поиск нарушений и нарушителей. Сначала Следственный комитет при прокуратуре РФ заявил о том, что проводит процессуальную проверку в связи с обнаружением признаков преступления, подпадающего под статью 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц). Затем стало известно, что по факту пожаров возбуждено уголовное дело. В сообщении Госпожнадзора МЧС не уточнялось, по какой именно статье начато делопроизводство, но, по всей видимости, действия следователей и надзирателей связаны между собой.
Виноватых компетентные органы будут искать прежде всего в числе госчиновников, в зону ответственности которых попадала забота о пожарной безопасности в пострадавших населенных пунктах. Наверняка найдутся и те, кто отвечает за неустойчивые к погодным передрягам линии электропередач. Впрочем, ответ на самый загадочный вопрос — почему провода в разных областях Поволжья заискрили столь синхронно, пожалуй, знает только ветер.