События с 1916 по 2010 годы отражают уникальные экспонаты выставки "Ретроспектива отечественного плаката" в Российской государственной библиотеке. Произведения этого вида искусства в таком объеме выставляются впервые.
В скрытом от глаз публики хранилище Российской государственной библиотеки находятся 400 тысяч плакатов! Это крупнейшее в мире собрание, где первый экземпляр датирован 1863 годом, но больше всего плакатов советской эпохи. Ведь ни в одной другой стране этот вид искусства не получал такого широкого развития.
Десятки стеллажей, тысячи картонных папок, в которых спрятано мощнейшее оружие пропаганды. Молодая советская страна использовала плакаты как сильное политическое агитационное средство. Но и не только для этого — плакат ратовал и за культурную революцию, особенно в 20-е годы, когда основатель Советского социалистического государства Владимир Ильич Ленин признал кино важнейшим из искусств.
Нам показывают колоссальнейшую музейную редкость — рекламу к фильму Чарли Чаплина "Парижанка".
"Это очень дорогие плакаты. Их делали художники Стенберги — лидеры киноплаката 20-х годов — под влиянием интеллектуального кино Эйзенштейна", — рассказывает Нина Бабурина. Она потом показывает нам и вовсе бесценный экспонат 1909 года. Это первый киноплакат к первому российскому кинофильму "Стенька Разин".
Это огромное полотно, состоящее из четырех частей, как ни старались разместить на выставке, пришлось оставить в хранилище. Экспонировать Стеньку Разина опасно, потому что он такой один сохранился. А на публичное обозрение выставили только те плакаты, которые существуют в коллекции как минимум в двух экземплярах.
"Плакат соединяет краткое слово, яркий образ. Он становится печатью времени, которую можно в любой момент достать и вспомнить", — объясняет Александр Лазенко, куратор выставки.
Ретроспектива готовит немало открытий. Посетители могут увидеть, например, еще одну дореволюционную афишу к романтической киноленте "Жизнь — миг, искусство — вечно". Ее автор художник Жидков был первым профессиональным киноплакатистом, но сведений о нем осталось очень мало.
Киноафиш на выставке больше всего. Классические "Пять вечеров", "Покаяние" — фильмы, которые не устают пересматривать, но плакаты к ним современные зрители никогда не видели.
С классическими образцами соседствуют метания 90-х годов, искания авторов уже XXI века. Современные плакаты потеряли былую социальность и актуальность, они больше не являются такими уж востребованными. Но оттиск каждого изданного плаката снова пополняет фонды государственной библиотеки и ведет свою летопись времени.