Проект федерального закона «Об образовании в РФ» требует серьёзной доработки, считает Российский союз ректоров (РСР). На прошедшей в МГУ 5 октября конференции руководители вузов негативно отозвались о новом документе, предложив значительно сократить его объём и наполнить философским объединяющим объяснением роли и предназначения образования в современном обществе.
Около 600 предложений по доработке законопроекта подготовили ректоры российских вузов по итогам многомесячного обсуждения документа в своих регионах. Например, в Санкт-Петербурге обратили внимание, что из проекта ФЗ выпал уровень начального профобразования, что противоречит международной практике и потребностям экономики страны в квалифицированных рабочих.
Многим вузовским руководителям показалось необоснованным исключение из перечня образовательных организаций высшего профобразования «академии» (остались институт и университет, а также добавился колледж). Академию предлагается перевести в разряд организаций дополнительного образования.
Повысить статус обсуждаемого ФЗ об образовании до кодекса предложил председатель Совета ректоров Приволжского федерального округа и Нижегородской области Роман Стронгин.
Президент РСР, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, обобщил все замечания ректорского сообщества и указал на ряд недостатков документа. В частности, по его мнению, закон может оказаться нерабочим из-за огромного количества декларативных норм.
Ещё один недостаток – проект ФЗ об образовании напоминает справочник, в котором дублируются нормы гражданского, семейного, финансового, трудового и даже антимонопольного законодательства.
«Если из документа убрать общие места, то он без ущерба для содержания “похудеет” в два раза, им станет удобнее пользоваться», – сказал Виктор Садовничий.
Это предложение поддержали многие участники заседания. В частности, вице-президент Торгово-промышленной палаты Владимир Исаков отметил, что при знакомстве с законопроектом у него сложилось впечатление, будто авторы «снаряжают лайнер в кругосветное путешествие и стараются учесть каждую мелочь». Это невозможно, так что не надо стремиться объять необъятное. Задача в данном случае совершенно другая, считает Исаков: «Новый закон должен стать эпохой в развитии системы образования, решив самые острые проблемы отрасли».
А проблем этих – масса. Например, один и тот же вуз не может финансироваться из бюджетов разных уровней из-за доведённого до догматизма принципа подведомственности, частные пожертвования облагаются налогом на прибыль из-за размытости критерия целевого использования средств; совместная деятельность вузов, в частности их кооперация с иностранными учебными заведениями, часто затруднена из-за налогов и бюджетных ограничений. Практически не отстроена в правовом плане связь вузов с бизнесом.