Американские нейробиологи получили мышей, которые могут «обонять» свет. Работа имеет огромное значение для дальнейшего изучения запаха и сложных систем восприятия, которые не поддаются исследованию традиционными методами.
«Кажется, что для изучения запахов имеет смысл использовать сами запахи, — говорит Венкатеш Мурти, гарвардский профессор молекулярной и клеточной биологии. — Однако запахи настолько сложны химически, что выделить нейронные цепи, отвечающие за них, крайне трудно». К тому же запахи чрезвычайно разнообразны и зачастую весьма тонки.
Г-н Мурти и его коллеги из Гарвардского университета и лаборатории Колд-Спринг-Харбора решили прибегнуть к оптогенетике. Эта технология, пребывающая пока в младенческом состоянии, предполагает интеграцию белка, реагирующего на свет, в системы, которые обычно отвечают за восприятие иных входящих сигналов. В данном случае белки ченнелродопсины (channelrhodopsin) представили обонятельной системе, то есть центры обработки обонятельной информации у животного стали активироваться не запахом, а светом.
Нос таким образом начал действовать как сетчатка.
Проведя серию экспериментов по стимуляции конкретных сенсорных нейронов в носу, учёные смогли охарактеризовать модели активации в обонятельной луковице (области мозга, которая получает информацию непосредственно из носа). Оказалось, что пространственная организация обонятельной информации в мозге не в полной мере может объяснить нашу способность чувствовать запахи. Дополнительный свет проливает временнáя организации обонятельной информации: да, в том, как воспринимаются запахи, большую роль играет количество времени, затрачиваемого на «занюхивание».